• Чем отличается получение информации от получения сообщения. Разница между данными и информацией

    24.04.2022

    В теории коммуникации сообщение – это предназначенные для передачи высказывание, текст, изображение, физический предмет или поступок. Сообщения состоят из словесных или невербальных сигналов. Одиночный сигнал не может содержать много информации, поэтому для передачи информации используется ряд следующих друг за другом сигналов. Последовательность сигналов и называется сообщением.

    Таким образом, от источника к приемнику информация передается в виде сообщений. Сообщение выступает в качестве материальной оболочки для представления информации при передаче. Следовательно, сообщение служит переносчиком информации, а информация является содержанием сообщения.

    Соответствие между сообщением и содержащейся в нем информацией называется правилом интерпретации сообщения. Это соответствие может быть однозначным и неоднозначным. В первом случае сообщение имеет лишь одно правило интерпретации. Во втором случае соответствие между сообщением и информацией возможно в двух вариантах: одна и та же информация может передаваться различными сообщениями (например, новости могут быть получены по радио, из газеты, по телефону и пр.); одно и то же сообщение может содержать различную информацию для разных приемников (например, падение курса акций на бирже – для одних катастрофа, для других – возможность обогащения).

    Поскольку последовательность сигналов есть сообщение, качество прерывности-непрерывности сигналов переносится и на сообщение. Существуют понятия непрерывного (аналогового), дискретного, квантованного и цифрового сообщений.

    Заметим, что информация данным качеством не обладает, так как информация – категория нематериальная и не может обладать свойством дискретности или непрерывности, хотя одна и та же информация может быть представлена посредством различных сообщений, в том числе и отличающихся характером сигналов.

    В информатике иногда используются сочетания непрерывной и дискретной информации. Они происходят от сокращения полных фраз: информация, представленная посредством непрерывных сигналов, и информация, представленная посредством дискретных сигналов. Поэтому, когда речь идет о видах информации, правильнее говорить о формах ее представления в сообщении, или о видах сообщений.

    При формировании сообщения наряду с сигналом используются и такие понятия, как знак, буква и символ. Рассмотрим различия между ними.

    Знак – это элемент некоторого конечного множества отличных друг от друга сущностей.

    Природа знака может быть любой – жест, рисунок, буква, сигнал светофора, звук и определяется как носителем сообщения, так и формой представления информации в сообщении. Все множество знаков, используемых для представления дискретной информации, называется набором знаков. Набор есть дискретное множество знаков.

    Набор знаков, в котором установлен порядок их следования, называется алфавитом. Алфавит – это упорядоченная совокупность знаков. Порядок следования знаков в алфавите называется лексикографическим и предоставляет возможность устанавливать отношения больше-меньше: для двух знаков Г < Д, если порядковый номер у Г в алфавите меньше, чем у Д.

    Знаки, используемые для обозначения фонем человеческого языка, называются буквами, а их совокупность – алфавитом языка.

    Сами по себе знак или буква не несут никакого смыслового содержания. Однако такое содержание им может быть приписано – в этом случае знак будет называться символом. Например, напряжение в физике принято обозначать буквой U, следовательно, U в формулах является символом физической величины "напряжение". Другим примером символов могут служить пиктограммы, обозначающие в компьютерных программах объекты или действия.

    Таким образом, понятия "знак", "буква" и "символ" нельзя считать тождественными, хотя весьма часто различия между ними не проводят, поэтому в информатике существуют понятия "символьная переменная", "кодировка символов алфавита", "символьная информация". Во всех приведенных примерах вместо термина "символьный" корректнее было бы использовать "знаковый" или "буквенный".

    Представляется важным еще раз подчеркнуть, что понятия знака и алфавита можно отнести только к дискретным сообщениям.

    Урок 1

    Тема урока: Информатика. Понятие информации и сообщения

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Цель урока: - познакомить учащихся с понятиями «информатика», «информация», информационные процессы;

    Рассмотреть виды информации, способы представления

    информации, носители информации;

    Развивать познавательные интересы учащихся;

    Воспитывать стремление к приобретению знаний

    Структура урока

    1. Организационный момент (1 мин)
    2. Изучение нового материала (38 мин)
    3. Подведение итогов урока (5 мин)
    4. Домашнее задание (1 мин)

    Ход урока

    1. I. Организационный момент

    Знакомство с учащимися, проверка готовности их к уроку

    1. II. Изучение нового материала

    Вы начинаете изучать новый для вас предмет – информатику. Эта наука сравнительно молода: она сформировалась во второй половине XX века, но несмотря на свой юный возраст, стала обязательной частью образования современного человека.

    • Как вы думаете, в связи с чем возникла наука информатика?

    (Ученики высказывают свои суждения по этому вопросу )

    Учитель подводит итог:

    Стремительное развитие и широкое распространение вычислительной техники послужили предпосылками к появлению нового раздела науки, названного информатикой.

    Это слово появилось в начале 60 –х годов и если его перевести дословно с французского языка, то получим: информатика – автоматизированная обработка информации. Английский вариант названия информатики звучит как Computer Science – компьютерная наука.

    Самым замечательным достижением в этой области явилось создание ПК, которые быстро вошли в нашу повседневную жизнь. Благодаря компьютерам вы открываете для себя не только новые развлечения, но и окно в огромный мир Интернет, в мир создания компьютерных изображений, текстов, различных математических вычислений.

    • Что является объектом изучения этой науки?

    Итак, как вы уже успели заметить, слово информатика является однокоренным со словом информация. Наверное, информация и является объектом изучения информатики.

    С самых древних времен человек окружен информацией. Потребность выразить и передать информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства, вызвала к жизни книгопечатанье, телефон, радио, телевидение. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно получают информацию (например, о температуре окружающей среды) и используют эту информацию для выбора благоприятных условий для своего существования.

    Невозможно себе представить жизнедеятельность организмов без информации, отсутствие информации означало бы для них гибель.

    Человек существует в мире информации: получает ее с помощью органов чувств, хранит ее и перерабатывает, передает и использует в своей жизнедеятельности.

    • Что же такое информация? Какой она бывает? Что с ней делают? Можно ли ее измерить?

    На эти вопросы мы должны с вами дать ответ на нашем первом уроке.

    Ученикам сообщается тема урока (которую они записывают в тетрадь), ее цели.

    Используется методика «Мозговая атака»

    Давайте попробуем объяснить понятие информации, опираясь на собственный опыт.

    Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

    • Что такое информация?
    • Как можно получить информацию?
    • Какие вам известны способы передачи информации?
    • Какие существуют виды информации?

    В результате рассуждений возможно на доске появятся слова, необходимые для составления следующей схемы - «ассоциативного куста»:

    (Учитель может на обратной стороне плакатов написать заранее правильные варианты ответов и воспользоваться ими при подведении итогов урока )

    Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.

    Информация(в переводе с латинского) – сведения, передаваемые людьми, устным, письменным и др. способами (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.). Информация - это данные и сведения, представленные в различном виде.

    Рассмотрим на примерах, как можно получить информацию.

    Пример №1 Человек в больнице после ДТП.

    Больной-пациент. Имеем его показатели: а)температура; б)давление; в)пульс - которые сообщает медицинская сестра хирургу. Хирург получает сообщение и имеет информацию, на основании которой можно делать выводы о состоянии больного и возможных действиях медперсонала.

    • Кто является объектом исследования, а кто или что является источником информации?

    В данном случае источник информации совпадает с объектом, который нас интересует.

    Пример №2 Работа авиадиспетчера.

    Объект, который нас интересует - конкретный самолет.

    Имеем характеристики: его координаты в воздушном пространстве, высоту, расстояние до аэродрома, количество горючего, скорость самолета и т.д.

    В результате полученных данных имеем информацию о движении самолета. Задача авиадиспетчера - проанализировав эти данные скоординировать посадку этого самолета.

    Обобщим полученные результаты и рассмотрим схему:

    Давайте объясним каждый элемент, который представлен в схеме.

    Источник – это физический объект, который предоставляет информацию.

    Данные - результаты, представленные в виде набора чисел, графических изображений, слов, знаков. Данные, полученные от источника информации, являются сообщениями (качественной характеристикой объекта).

    Сообщение - это различные формы представления какой–либо информации.

    Информацию можно определить, как сообщение, которое снимает неопределенность об объекте, которая существует до получения этого сообщения.

    Если сообщения не снимают неопределенности, то они могут быть отнесены к информационным шумам.

    Шум -это своеобразное препятствие, но не существует чистого шума. Бывают случаи, когда шум преображаетсяв информацию.

    Например, человек звонит в милицию и хочет рассказать что-то очень важное, например, сообщить о месте своего пребывания, но посторонние шумы мешают милиционерам услышать собеседника. Проанализировав этот шум, они приходят к выводу, что это какое-то конкретное место (аэропорт, железнодорожный вокзал, станция метро и т д.)

    Итак, мы дали ответ на один из вопросов - процесс получения информации.

    Деятельность современного человека тесно связана с различными информационными процессами. Вы сами можете ежедневно участвовать в таких процессах: запись домашнего задания в тетрадь, прослушивание радиопередачи, поиск интересующей вас телепрограммы по газете и т д.

    • Какие процессы можно отнести к информационным процессам?
    • Поиск информации
    • Сбор информации
    • Обработка информации
    • Передача информации
    • Хранение информации
      • Говоря об информационных процессах, возникает вопрос: как можно передать информацию, где она может храниться, каким образом ее можно передать?

    Способы передачи информации

    1. От человека к человеку

    2. От человека к устройству

    3. От устройства к устройству

    4. От устройства к человеку

    (можно использовать информацию из учебника)

    Способы представления информации

    1) аналоговый (непрерывный сигнал) - речь, радио, магнитофонная лента

    2) цифровой (с помощью дискретных сигналов) – вычислительные процессы в компьютере.

    Носитель информации - это материальный объект для хранения информации.

    Носителем информации может быть:

    Любой материальный объект (бумага, камень, дерево, стол)

    Волны различной природы: акустическая (звук), электромагнитная (свет, радиоволна), гравитационная (давление, притяжение)

    Вещество в различном состоянии: концентрация молекул в жидком растворе, температура и давление газа

    Методы поиска информации:

    1) непосредственное наблюдение;

    2) общение со специалистами по интересующим вопросам;

    3) чтение соответствующей литературы;

    4) просмотр видео и телепрограмм;

    5) прослушивание радиопередач и аудиокассет;

    6) работа в библиотеках, архивах;

    Выясним, в каких формах мы воспринимаем информацию (или на какие виды можно ее разделить)

    Ответы учащихся обобщаются, систематизируются и записываются в тетрадь в виде схемы:

    1. I. Подведение итогов урока

    При подведении итогов урока целесообразно вернуться к « ассоциативному кусту», составленному в начале изучения темы урока, заменив таблички с вопросами на ответы на них.

    Изучив основные вопросы урока, теперь мы можем дать определение информатики.

    Информатика - отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее поиском, сбором, хранением, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности.

    Информация – сведения, знания, содержащиеся в сообщении.

    II. Домашнее задание:конспект

    Для хранения информации человек, прежде всего, использует свою память. Мозг – это одно из самых совершенных хранилищ информации, во многом превосходящее компьютерные средства.

    К сожалению, человек многое забывает. Кроме того, необходимо передавать знания другим людям, в том числе и следующим поколениям. Поэтому в древности люди записывали информацию на камне, папирусе, бересте, пергаменте, затем – на бумаге. В XX веке появились новые средства хранения информации: перфокарты и перфоленты, магнитные ленты и магнитные диски, лазерные диски, флэш-память.

    В любом случае информация хранится на каком-то носителе , который обладает «памятью», то есть может находиться в разных состояниях. Носитель переходит из одного состояния в другое при каком-то внешнем воздействии, а без воздействий сохраняет свое состояние.

    При записи информации свойства носителя меняются: на бумагу наносятся текст и рисунки; на магнитных дисках и лентах намагничиваются отдельные участки; на лазерных дисках образуются области, по-разному отражающие свет. Таким образом, для хранения информация тоже кодируется.

    Информация хранится в закодированном виде.

    При хранении свойства носителя остаются неизменными, что позволяет потом читать записанную информацию. Отметим, что процессы записи и чтения – это процессы передачи информации.

    1. Кто (что) может быть источником (приемником) информации? Приведите примеры.

    2. Что такое сигнал? Приведите примеры сигналов.

    3. Что такое сообщение? Чем отличается получение информации от получения сообщения?

    4. Приведите примеры, когда прием сообщения не означает прием информации.

    5. Приведите примеры, когда одна и та же информация может быть передана с помощью разных сообщений.

    6. Приведите примеры, когда одно и то же сообщение несет разную информацию для разных людей.

    7. Расскажите, как помехи влияют на передачу информации. Приведите примеры.

    8. Что такое избыточность? Почему она полезна при передаче информации?

    9. Представьте, что придумали язык, в котором нет избыточности. В чем будет его недостаток?

    10. Как вы думаете, какой вариант русского языка обладает наибольшей избыточностью: разговорный, литературный, юридический, язык авиадиспетчеров? Почему?

    11. Какие виды обработки информации вы знаете?

    12. При каких видах обработки информации меняется ее содержание?

    13. При каких видах обработки информации меняется только форма ее представления?

    14. К какому виду обработки можно отнести шифрование? Почему?

    15. Работники удаленной метеостанции каждый 3 часа измеряют температуру и влажность воздуха, и передают данные по рации в районный метеоцентр. Там эти данные сводят в таблицу и отправляют по электронной почте в Гидрометцентр, где мощные компьютеры составляют прогноз погоды. Выделите здесь процессы, связанные с обработкой, передачей и приемом информации.

    16. Вася нашел в старой книге сведения о населении Москвы в XIX веке, составил таблицу по этим данным, построил диаграмму и сделал доклад на школьной конференции. Выделите здесь процессы, связанные с обработкой и передачей информации.

    17. Зачем человек записывает информацию?

    18. В чем преимущества и недостатки человеческой памяти в сравнении с компьютерной?

    19. В каких задачах компьютер не может соревноваться с человеком? Почему? В каких ситуациях человек явно уступает компьютеру?

    20. Какие средства хранения информации используются в компьютерной технике? Какие из них уже вышли или выходят из употребления? Почему?

    К выполнению предназначения, учат пользоваться внутренней силой, открывают новые методики и очень часто говорят, как следует поступать в жизни. Способы получения информации : 1. Ясновидение 2. Яснослышание 3. Яснопонимание 4. Вещие сны – получение информации во сне. 5. Получение информации с использованием предметов (рамки, маятники, кристаллы). Наверное, есть еще какие-нибудь предметы, о которых я не знаю. Этот способ неточный, потому...

    https://www..html

    Автор раскрывает свое духовное открытие - получение духовного света МИКРОДОЗАМИ. Чем отличается умный человек от глупого? Ученные предполагают количеством иёда в организме. Так ничтожно малое количество какого то из более 100 ... духовного света нужного вам для побуждения вашей души к духовным изменениям, но не больше того количества которое позволит пробудится вашим гифам. Так вперед же к получению микродоз духовного света!

    https://www..html

    Принятия практики по ускоренному развитию населения. Нами отобраны 40 человек для принятия практик и многие начнут принимать информацию по уровню -Не мало ли? -При необходимости увеличим число контактеров. -В чем суть вашего эксперимента? -Суть... развитию будет внедрен окончательно 27 июля 2010 года. И с этого дня все, кто способен нас услышать будут принимать информацию . Те, кто входит в группу -40-, обеспечьте максимально: 1. Гармонию 2. Высокие вибрации 3. Чистоту мыслей 4. Готовность ко...

    https://www..html

    Есть инфа о том что было до этого момента. Но вернемся к теме статьи. Что такое информация или знание? Сознание человека ограничивает воспринимаемое посредством приобретенными в процессе его развития шаблонами восприятия бесконечной реальности. ... , и не важны цвет, материал, размер - есть в сознании шаблон и он называется карандаш.Из сплошного поля информации сознание по шаблону карандаш увидело карандаш и восприняло его как правда. В детстве каждому сказали, что это называется карандаш...

    https://www..html

    А также его род и животные. Есть люди без спроса или по просьбе читающие чужие мысли, различную информацию . Они разрушают свою жизнь, укорачивая ее. Почему? Дело в том, что мысли, поступки человека определяются его... Душой, отношением к Мирозданию, и в основном это - закармированная энергия рода и прошлых жизней. Человек, пытающийся считать информацию мыслей или поступков, сравним скажем с песчинкой, которая попала в бурную реку «+» или «-» событий, чужих событий, не своих...

    https://www..html

    Классическими в смежной области. Развитие науки и техники немыслимо без процессов обмена научной информацией , которые обобщаются понятием научной коммуникации – совокупности процессов представления, передачи и получения научной информации , образующих основной механизм существования и развития науки. Научная информация в обществе может передаваться двумя путями: либо при помощи личных контактов, личного участия...

    https://www..html

    Сверху песок олицетворяющий нашу человеческую информацию , узкое горлышко, таких часов, это наше СОЗНАНИЕ, через которое мы прогоняем информацию исходящую в слове, через наше сознание и внизу, уже полученные , выстраданные нашей душой, нашим... от животных знания (постройка гнезда, охота, спаривание и др). Только одним, у человека и человечества существует избыток информации , который и нужно человеку перегонять в СВОИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, это и есть процесс научения, человека от человека. Духовные...

    https://www..html

    Передача духовной информации

    и при чтении она раскрывается каждый раз по новому в зависимости от духовного роста человека. ... в самую глубину сосуда. И тому, кто передает эту получения . У меня миллион, а у тебя ничего, понятно кто от кого зависит и кто может дать, а кто нет. Но я зависим от...

    Похожие статьи