• Что такое Hi-Fi и High-End. Бытовая vs студийная аппаратура на базе PC Hi end системы

    23.11.2020

    High-end-audio — это увлечение самой музыкой и ее воспроизведением с наилучшим качеством, это воссоздание в домашних условиях слушателя музыкальной идеи композитора или исполнителя с максимальной естественностью, эмоциональностью и силой. Поскольку важна сама музыка, необходимо обеспечить максимально возможную, безукоризненную точность ее воспроизведения.

    Звуковые high-end-компоненты — это уникальные образцы аппаратуры звуковоспроизведения, которые имеют лишь весьма отдаленное сходство со всеми „стереосистемами", продаваемыми в универмагах. Звуковоспроизводящие системы — это не домашние бытовые приборы вроде стиральных машин или тостеров, это средство выражения безбрежного эмоционального и интеллектуального потенциала музыки, закодированной на наших кассетах и компакт-дисках. Чем выше качество воспроизведения, тем глубже наше погружение в музыку.

    Основная идея high-end"а, выраженная в high-end-annapaтype: музыка и качество ее воспроизведения превыше всего. Энтузиасты вкладывают техническое мастерство и музыкальную восприимчивость в создание компонентов, шаг за шагом приближающих нас к оригинальному музыкальному событию. High-end-аппаратуру разрабатывают при помощи слуха, конструируют вручную и используют для углубленного восприятия музыки.

    Общее заблуждение среди потребителей hi-fi-товаров состоит в том, что high-end-аудио — это обязательно что-то дорогостоящее, а по сути — не более чем усовершенствованная стереоаппаратура с причудливыми функциями и ценниками, расчитанными на миллионеров. Несомненно, ее характеристики могут быть намного лучше, чем у hi-fi-аппаратуры, продаваемой в местном магазине радиотоваров, но кто может себе это позволить?.. Аппаратура high-end-аудио представляется чем-то, созданным только для тренированных, разборчивых слушателей — снобов или фанатов технических новинок, но не для среднего человека с улицы.

    Нет, high-end-аудио — нечто совсем другое.

    Во-первых, термин „high-end" относится к техническим характеристикам изделия, но не к его цене. Многие настоящие high-end-системы не дороже, а зачастую и дешевле, чем продаваемые в магазинах музыкальные центры, сконструированные по принципу „все в одном". Я прослушал множество недорогих, легко вписывающихся в бюджет среднего потребителя систем, в которых воплощена самая сущность высококачественного воспроизведения музыки. Хотя многие компоненты high-end-систем могут стоить дорого, это не означает, что для приобретения высококачественной аппаратуры вы должны брать кредит в банке. Системы с великолепным звучанием иногда бывают значительно дешевле, чем можно себе представить.

    Во-вторых, звуковая high-end-аппаратура служит для передачи музыкального переживания, и не нуждается в дополнительных усложнениях, затрудняющих ее использование. Фактически, high-end-системы значительно проще в эксплуатации, чем бытовые системы среднего качества. Этика проектирования аппаратуры класса high-end заключается в отказе от бесполезных функций и вложении сэкономленных средств в совершенствование качества звучания. Эта аппаратура — для поклонников музыки, а не для любителей электронных эффектов.

    В-третьих, любой, кто увлекается музыкой, может сразу оценить значение высококачественного воспроизведения звука. Не нужно иметь абсолютный слух, чтобы определить, какое звучание лучше. Разница между хорошим и посредственным воспроизведением музыки ощущается сразу. Обычная реакция любого, кто впервые слушает истинные high-end-системы — радость и удивление, а это доказывает, что high-end-аудио может оценить каждый. Если вы любите музыку, то благодаря high-end-системе получите от нее еще большее удовольствие. Это так просто!..

    В заключение, нужно отметить, что целью high-end-аудио является эффект „исчезновения" аппаратуры. Когда это происходит, достигается высочайшая степень взаимопонимания музыканта и слушателя. По большому счету, high-end-аудио скорее относится к музыке, чем к аппаратуре.

    Кредо high-end"а состоит в следующем: чем меньше сигнал обрабатывается, тем лучше. Любая электронная схема, провод, регулятор тембра или переключатель искажают сигнал, а следовательно, и музыкальное восприятие. Вот почему вы не найдете в high-end-аппаратуре графических эквалайзеров, „расширителей стереоэффекта", „синтезаторов субгармоник" и других хитроумных приспособлений. Эти устройства не только уводят от музыкальной реальности, — они добавляют к тракту передачи сигнала ненужные схемы. Минимизируя количество электроники между вами и музыкантами, high-end-аппаратура может максимально усилить непосредственность музыкального восприятия. Здесь „меньше" означает „больше".

    Представьте, что вы стоите на краю Большого Каньона, ошеломленные его великолепием. Вы испытываете не только бездонность этого гигантского ущелья, уходящего глубоко под землю, но и видите все мельчайшие подробности рельефа, яркие и живые. Вы можете различать тонкие градации оттенков в наслоениях горных пород — нюансы красного хорошо заметны. Тонкие детали громадных образований становятся более отчетливыми, стоит только вглядеться в них, и это углубляет ваши ощущения. Контраст света и тени выделяет бесконечность лабиринта трещин и расселин. Чем дольше и пристальнее вы смотрите, тем больше замечаете. Изобилие ощущений удерживает вас на краю обрыва в благоговейном трепете перед непостижимой красотой природы.

    Теперь вообразите себя рассматривающими Большой Каньон через окно, сделанное из многослойного стекла, каждый слой которого снижает отчетливость изображения. Первый слой немного дымчатый, он приглушает яркие тона и исключает тонкие различия между оттенками цветов. Тонкая гранулированная структура следующего слоя уменьшает вашу способность созерцать подробности каменного рельефа. Еще один слой снижает контрастность света и тени, превращая необъятность глубины и ширины Каньона в плоскую картину. В довершение, оконная рама ограничивает ваше поле зрения и окончательно уничтожает образ Каньона. Вместо непосредственного и прямого ощущения того, что вы стоите на краю Большого Каньона, перед вами предстает серый, ненатуральный и, в сущности, мертвый пейзаж. Такое можно увидеть и по телевидению, особенно, если „картинка" неважная...

    Прослушивание музыки на посредственной звуковой аппаратуре похоже на осмотр Большого Каньона через многослойное стекло. Каждое устройство в тракте воспроизведения — CD-плейер, предусилитель, усилитель мощности, громкоговорители и кабели, которые их соединяют, некоторым образом искажают проходящий через них сигнал. Один компонент может придавать грубый, зернистый характер фактурам инструментов, другой — снижать динамические контрасты между громкими и тихими пассажами, искажая замысел композитора или экспрессию исполнителя. Такая система „набрасывает плотную, темную пелену" поверх музыки, уничтожая ее тонкие тональные оттенки и делая тембры всех инструментов неразличимыми. В довершение ко всему, „оконная рама", роль которой играют электронные и механические узлы системы воспроизведения, сжимают пространство, созданное художественным замыслом музыкантов.

    High-end-аудио стремится убрать из системы как можно больше „слоев стекла", а те, что останутся, сделать максимально прозрачными. Чем меньше „слоев" и чем слабее каждый из них воздействует на проходящую через него информацию, тем ближе мы подходим к непосредственному восприятию, тем теснее наш контакт с музыкальным произведением.

    Почему high-end-компоненты являются более прозрачными „окнами" в мир музыки, чем массовые „стереосистемы"? Они разработаны для того, чтобы хорошо звучать, — в идеале, подобно „живой" музыке, а не для достижения „хороших" оценок в соответствии с некоторыми произвольными техническими критериями. Настоящий разработчик high-end-аппаратуры „прислушивается" к компоненту в процессе его проектирования, изменяя детали и пробуя различные методы получения максимально естественного звучания. Он использует как свои технические навыки, так и музыкальную восприимчивость, создавая изделие, наилучшим образом способствующее восприятию музыки. Эта самоотверженность часто становится манией, заставляющей тратить многие сотни часов на прослушивание и кропотливый анализ каждого фактора, влияющего на звук. Часто в аппарате используют более дорогие детали, чтобы улучшить звучание, сохраняя розничную цену изделия неизменной. Почему? Потому что истинный разработчик high-end-аппаратуры прежде всего увлечен музыкой и проблемами ее воспроизведения.

    Напротив, массовые аудиокомпоненты часто разрабатывают в расчете на то, чтобы они хорошо выглядели „на бумаге" — в таблице технических параметров, — иногда жертвуя качеством звука. Хороший пример этого: „THD-войны" 19"70-х и 80-х годов. THD — это Total Harmonic Distortion (полный коэффициент гармонических искажений), технический параметр, широко используемый необразованными потребителями в качестве критерия качества усилителя. Если вы тоже так поступали, то не огорчайтесь. До того, как мне удалось больше узнать о звуке, я тоже принимал в расчет значения THD. Считалось, что чем они ниже, тем лучше усилитель. Это побуждало гигантов электронной промышленности выпускать аппаратуру с предельно низкими значениями THD. Развернулось соревнование за то, чья аппаратура имеет наибольшее количество нулей после запятой в коэффициенте гармоник (например, 0,001%).

    Многие покупают приемники или усилители, ориентируясь исключительно на этот технический параметр. Хотя низкий THD — достойная цель разработки, существо вопроса заключается в том, за счет чего были получены такие чрезвычайно низкие значения искажений. Для снижения искажений в усилителях используют „обратную связь" — это означает, что часть выходного сигнала подается обратно на вход усилителя. Большие значения сигнала обратной связи уменьшают THD, но создают различные другие проблемы, которые плохо влияют на качество звучания усилителя. Заботило ли гигантов электронной промышленности то, что увеличение глубины отрицательной обратной связи для снижения THD ухудшает звучание их аппаратуры? Ни в малейшей степени! Единственное, что их волновало — производство предмета потребления, который можно продавать в больших количествах. Они поступались музыкальным качеством ради малосущественных технических параметров, преподносимых публике как очень важные. Покупатели, выбирающие компоненты на основе таблицы технических параметров, а не по результатам прослушивания, приобретали в итоге системы с посредственным звуком. Любопытно, что усилители, имеющие самые маленькие значения THD, как правило, отличаются наиболее низким качеством звучания.

    Этот пример иллюстрирует существенную разницу между взглядами фирм-изготовителей массовой продукции и high-end-компаний на то, какими должны быть аудиокомпоненты. Фирмы, производящие high-end-аппаратуру, заботятся больше о том, как звучит их продукция, нежели о параметрах, какие она показывает на испытательном стенде. Они знают, что их аудитория музыкально восприимчивых слушателей будет делать покупки, учитывая качество звука и не обращая внимания на технические параметры.

    High-end-аппаратура не только разрабатывается с помощью слуха, но и часто вручную изготавливается высококвалифицированными мастерами, гордящимися своей работой. Сборщики часто сами являются аудиофилами. Они изготавливают аппаратуру с такой тщательностью, словно делают ее для себя лично. Такое дотошное внимание к мелочам дает в результате более высокое качество разработки и изготовления. Особая тщательность разработки способствует не только улучшению звука изделия, но и увеличивает надежность аппаратуры. Более того, красивые, выполненные вручную компоненты могут возбудить в их обладателях гордость, которой производителям массовых изделий нечего противопоставить.

    High-end-системы часто обеспечиваются лучшим сервисом, чем mid-fi-изделия. Поскольку фирмы-изготовители high-end-аппаратуры больше заботятся о своей продукции и клиентах, они обычно предлагают более длительный гарантийный срок, более либеральную политику замены деталей и лучшее обслуживание. Для фирм-изготовителей нет ничего необычного в том, чтобы бесплатно починить изделие по истечении гарантийного срока. Это не означает, что вы должны рассчитывать именно на такое отношение, но подобное иногда случается только с high-end-аппаратурой и совершенно немыслимо с массовой продукцией. High-end-компании по-настоящему заботятся о своих клиентах.

    Эти качества присущи и тем, кто занимается розничной торговлей. Дилер high-end-аппаратуры разделяет страсть к высококачественному воспроизведению музыки и обязательствам в обслуживании клиентов. Если вам доводилось приобретать звуковую аппаратуру в обычной торговой сети, то вы будете приятно удивлены, посетив high-end-магазин. Вместо того, чтобы любой ценой побудить вас купить первую попавшуюся аппаратуру, добросовестный дилер high-end"а будет стремиться собрать систему, которая позволит вам наслаждаться музыкой в течение длительного времени. Такой дилер поставит ваше музыкальное удовлетворение выше показателя месячной выручки.

    Наконец, большая часть high-end-аппаратуры разработана и изготовлена в США американскими же компаниями. Фактически, аудиокомпоненты американского производства высоко ценят во всем мире. Более 40% американской high-end-продукции экспортируется в другие государства, особенно, на Дальний Восток. И это при том, что цена high-end-аппаратуры за границей почти вдвое выше, чем в США — из-за расходов на транспортировку, ввозных пошлин и наценок импортеров. Интерес к американским high-end-товарам за границей удивителен еще и в силу популярного заблуждения американцев в том, что лучшая аудиоаппаратура — японского производства.

    High-end-аппаратура существенно отличается от изделий массового производства. По своей концепции, цели, разработке, конструкции, маркетингу и тому, как они используются, компоненты high-end-аппаратуры очень не похожи на своих mid-fi-собратьев.

    Что более всего отличает high-end-аппаратуру от массовой продукции, так это заботливое отношение разработчика к музыке. Он создает не товары массового спроса, а инструменты, высочайшее качество которых позволит его клиентам глубже воспринимать музыку. Компоненты high-end-системы — это вещественное доказательство глубоко прочувствованного интереса к тому, насколько хорошо воспроизводится музыка и, более того, насколько она приятна слушателям.

    Разработчик аппаратуры high-end-класса создает изделия, которые он сам хотел бы слушать. Поскольку он заботится о музыке, для него имеет существенное значение, получает ли удовольствие от музыки неизвестный слушатель. Чем больше слушатель вовлечен в музыку, тем лучше разработчик выполнил свою работу.

    Один мой знакомый, проектировщик цифровых процессоров — живое воплощение этих качеств. В каком-то из узлов своего нового процессора он использовал резистор экстра-класса, который стоит $1, а не несколько центов, как большинство других резисторов. В тот момент, когда надо было передавать разработку в производство, он еще раз тщательнейшим образом проверил, возможны ли еще какие-нибудь усовершенствования, способствующие повышению качества звука. Шутки ради, проектировщик применил в схеме совсем уж экзотический резистор за $10 вместо 1-долларового. Он был удивлен тем, насколько лучше зазвучало изделие после этой замены, и не захотел, чтобы начались поставки процессора в варианте с резистором за $1. Компания выпустила аппарат с деталью за $10, хотя розничная цена уже была установлена с учетом использования однодолларовых резисторов. Конструкторы high-end-аппаратуры стараются любыми путями улучшить качество, вместо того, чтобы подчинить технологию единственной цели — уменьшению стоимости.

    Для high-end-разработчика проектирование электроники или механики — не просто техническая деятельность, это проявление любви и преданности. Каждый аспект работы изделия — как технический, так и музыкальный, проверяется способом, который удивил бы тех, кому непривычен такой подход. Этика воспроизведения музыки является самой сутью бытия разработчика high-end-аппаратуры; это работа, в которой он выражает себя каждодневно. И как результат: вовлеченность слушателя в музыку намного более мощная и интимная, чем в случае, когда разработкой занимаются без этой самоотверженности.

    Что такое high-end-аппаратура? Что такое high-end-звук? Это когда забываешь о системе воспроизведения, когда в комнате прослушивания ее место словно бы занимает исполнитель. Это когда вы ощущаете, что композитор или исполнитель, говорят с вами сквозь годы и расстояния. Это ощущение необычайного подъема во время музыкальных кульминаций. Это непередаваемые „американские горки" эмоций, которые композитор каким-то волшебным способом сумел закодировать в комбинации звуков. Это исчезновение материального мира, когда остаются только ваше сознание и — музыка...

    Вот что такое high-end-аудио.

    По материалам книги «Энциклопедия High-End Audio»
    Автор Роберт Харли

    Люди долгое время шли к идеальному звуку - от первого фонографа Томаса Эдисона до сегодняшних записей в lowless-качестве - и добились своего. Великолепное звучание любимых песен без искажений и посторонних шумов можно слушать дома уже как минимум несколько десятилетий. Техника воспроизведения, усиления, сами носители и акустика достигли невероятных высот качества, а производители стараются найти еще хоть что-то, что может положительно повлиять на звук.

    Hi-Fi

    Системы Hi-Fi (сокращение от High Fidelity - высокая точность) стали для большинства синонимом высочайшего качества звука. И это вовсе не удивительно: вся аппаратура соответствует стандартам DIN 45500 и IEC 60581 - это широкий диапазон амплитудно-частотных характеристик, уровень шума и низкий коэффициент нелинейных искажений. Такие жесткие рамки позволили производителям вести честную конкуренцию, однако в погоне за клиентами многие стараются удешевить производство, используя недорогие материалы: вместо натурального дерева в ход идет ДСП, а процессоры обработки звука в ресиверах используются от моделей предыдущих лет.

    Стоит понимать, что сегмент Hi-Fi-техники рассчитан на массового потребителя, привыкшего к звуку автомагнитолы по пути на работу и бубнению старенькой магнитолы на кухне, но желающего чего-то большего. На апаратуре Hi-Fi-уровня звуки обретают очертание, раскрываются, а чистота записи сначала шокирует - все это создает непередаваемый эффект. Возвращаться в мир хрипящего радио уже не хочется, человек попадает в завивсимость от качественного звука.

    Правила инсталляции компонентов Hi-Fi

    Все элементы обычно выполнены в современном стиле и отлично впишутся практически в любой интерьер, кроме совсем уж вычурного и пестрого барокко. Традиционно они имеют прямоугольную форму и сочетаются между собой, даже если произведены разными вендорами. Нейтральные тона, минимум украшений - один внешний вид уже способен рассказать всем о музыкальных предпочтениях владельца. Лучше всего эта техника раскрывает себя на классических произведениях, джазе, роке.

    Обилие мебели и элементов интерьера может заметно ухудшить качество звучания - звук будет отражаться от множества поверхностей, потеряет целостность.

    Идеальный вариант размещения - гостиная или кабинет. Из Hi-Fi-компонентов можно собрать великолепный домашний кинотеатр, который затмит звучанием любой кинозал.

    Hi-End

    С техникой Hi-End-класса все намного сложнее. Здесь вопрос цены стоит, наверное, на самом последнем месте. Это скорее произведения искусства, чем компоненты для прослушивания музыки. Вся Hi-End-техника прекрасна как изнутри, так и снаружи. Здесь не действуют стандарты и объективные измерения - такой звук оценивается с точки зрения его приятности, «ламповости», «теплоты» и еще миллиона других факторов, понятных порой только самим аудиофилам.

    Чтобы приобщиться к миру идеального звука, недостаточно иметь хороший слух, нужно еще обладать хорошим доходом - цены на компоненты измеряются десятками тысяч долларов. Сложно сказать, насколько лучше золотой кабель с тройным экранированием передает цифровой сигнал из нулей и единичек, но специалисты и аудиофилы склоняются к единому мнению: Hi-End - единственно возможный вариант прослушивания музыки для тех, кому медведь не наступил на ухо.

    Стоит согласиться: по частотным характеристикам или другим параметрам в тестах эта аппаратура может показать себя хуже бюджетного Hi-Fi-сегмента, но при прослушивании вам откроется невероятная глубина музыки и звуки, которых вы ни разу не слышали, хотя знаете композицию наизусть - это действительно стоит своих денег.

    Правила инсталляции компонентов Hi-End

    В поисках гармонии и баланса звука производители часто изготавливают акустику уникальных форм. К слову, большая часть Hi-End-техники делается под заказ в единственном экземпляре или очень ограниченной партией. Такая тактика помогает не создавать ширпотреб. Примером баланса между стилем и качеством может служить знаменитая акустика от B&W Nautilus. Не раз она удостаивалась наград за качество звука и особенный стиль в виде ракушки.

    Такой стиль компонентов требует современного дизайна в помещении, лучшим вариантом будет хайтек. Особо ярые фанаты идеального звучания даже создают специальные комнаты для прослушивания с хорошей звукоизоляцией и без лишних предметов интерьера, чтобы предотвратить отражение звука. Здесь как раз дизайн стоит где-то рядом с ценой, в самом низу.

    Для полного раскрытия звучания всей системы нужно соблюдать множество правил: например, использовать фильтр для питания, а акустика должна стоять на специальных лапках или подиумах - пол под ней не должен резонировать. Но можно красиво разместить всю Hi-End-систему, не нарушая гармонии звука, а очаровательные усилители с вынесенными наверх лампами помогут придать интерьеру нотки стимпанка.

    Нестандартный дизайн некоторых акустических систем, созданный ради еще лучшего звука, порой помогает определиться со стилем самой комнаты - в случае с аудиофилами именно интерьер подстраивается под стиль техники, а не наоборот.

    Можно сказать, что Hi-End - это действительно бескомпромиссный вариант для аудиосистемы. Цена, внешний вид, производитель - все меркнет перед погоней за идеальным звуком.

    Что обозначает термин High End?

    High End (Hi-End - англ.) - это маркетинговый термин. Он обозначает высочайший класс, относящийся к элите. Как, правило, речь идет о звукоусиливающем аппаратном и программном обеспечении. Как мы знаем, Hi-Fi в номенклатуре современной радиоэлектроники имеет свои ГОСТы, а также другие технические характеристики, которые квалифицируют Hi-Fi тем или иным образом. В отношении High End такие понятия отсутствуют. Почему? Так как заявляемая производителями продукция класса Hi-End имеет в своем составе только высококачественные компоненты, в этом просто нет никакой необходимости.

    Что такое High End аудио аппаратура?

    Hi-End аппаратура - это эксклюзивная, и часто, крайне дорогостоящая звуковоспроизводящая аппаратура. Для изготовления такой элитной аппаратуры часто используются нетрадиционные, нестандартные технические решения. Как пример, можно привести ламповую или гибридную (лампово-транзисторную) аппаратуру, а также электростатические, контрапертурные или рупорные акустические системы.

    Еще раз подчеркиваем: к термину Hi-End не относится какой-либо стандарт.

    Аппаратурой Hi-End считается Hi-Fi, который изготовлен с применением таких компонентов, использование которых экономически не обосновано для производства серийной аппаратуры. Кроме этого, под этот термин подпадает аппаратура, изготовленная ручным способом. При этом, следует учитывать, что сюда относится и такая продукция, которая может не соответствовать промышленным стандартам и даже заявленным техническим характеристикам вообще.

    Что указано в описании аппаратуры High End?

    Это на самом деле очень интересный вопрос. Потому как и пользователи, и производители Hi-End аппаратуры, в описании и сравнении своей техники применяют не числовые измерения параметров. Числовые измерения параметров легко проверяются, как мы с вами понимаем, в любой специализированной лаборатории.

    Тут же описание абсолютно субъективно! И состоит из мнений нескольких слушателей. Слушатели описывают различные особенности звучания, которые они ощутили, одним и тем же не техническим термином. Например: эмоционально, мягко, песочно, тепло, холодно, прозрачно, голографическая точность, звуковое полотно солнечно и т. д. Правда. очень необычно? Вот потому, аппаратура High End - это мир субъективизма и вкусовых предпочтений музыкальных «гурманов». Понятно, что круг таких людей не может быть большим. Но вот такая немногочисленная группа клиентов готова выложить огромные деньги за свое пристрастие.

    Как выбирают аппаратуру High End?

    Как мы уже разобрались, аппаратуру Hi-End невозможно выбрать по техническим характеристикам. Здесь акцент делается на используемых радиодеталях и, зачастую, архаичных технологиях. Интересно, что если такую аппаратуру подвергнуть кропотливому анализу с точки зрения технических характеристик, она покажет далеко не «продвинутые» результаты. А вот субъективные ощущения, если провести прослушивание в определенных условиях и на определенном музыкальном материале, покажут просто колоссальное преимущество High End перед обычной бюджетной Hi-Fi аппаратурой.

    Поговорим о стоимости

    Hi-End - это единичная техника, в отличие от массовой Hi-Fi, потому тут стоимость не имеет значения. Понятно, что ля Hi-Fi аппаратуры четко обозначена приоритетная экономическая целесообразность. Тут же покупатели руководствуются совершенно иным. Потому, владельцы Hi-End аппаратуры - это аудиофилы-фанаты, которые готовы заплатить любую заоблачную цену за удовольствие. Или это просто очень обеспеченные люди, для которых иметь подобную вещь - дело престижа. В любом случае, Hi-End является постине уникальным решением, способным удовлетворить потребность конкретного «аудиофила» в полной мере.

    Но надо подчеркнуть, что в связи с очень высокой ценовой категорией Hi-End и практически полным идеологическим отсутствием требований по техническим характеристикам, часто предлагается вместе с признанными устройствами огромное количество другого вида аппаратуры. Это техника, имеющая неоправданно завышенную стоимость. Она может иметь просто невероятно роскошный дизайн, но на самом деле не имеет настолько уникально «звучащих» компонентов, а также соединительных кабелей, за которые стоит платить такие огромные деньги. Понятно, что и такая аппаратура приобретается некой категорией весьма обеспеченных граждан с целью престижа. Но, справедливости ради, стоит отметить, что для многих покупателей Hi-End - это, прежде всего, роскошный и эксклюзивный дизайн. Да и, честно сказать, далеко не каждый слушатель способен адекватно оценить звучание музыки и ее отдельных компонентов на слух.

    О программном обеспечении аппаратуры High End

    Такое обеспечение применяется тогда, когда речь идет о прикладном программном обеспечении. ПО создается на заказ для одного человека или для ограниченной группы людей. Оно способно обеспечить решение полного комплекса задач, которые поставил конкретный потребитель. Понятно, что стоимость таких программ очень высока. Но, справедливости ради, надо сказать, что они в полной мере оправдывают свою немалую цену и статусом, и удобством, и полным отсутствием сбоев, а также просто великолепной технической поддержкой. Ведь подобное ПО - это специализированный проект, который разрабатывается и реализуется под конкретного потребителя.

    Вместо послесловия

    Многие не понимают выбора истинных меломанов. Считают, что все очень уж преувеличено. Так ли это? Давайте подумаем.

    Простой эксперимент. Если мы будем слушать музыку на аппаратуре Hi-End и не видеть при этом источника звука, то никогда не сможем отличить копию из коробочки от оригинала живого звука из мира.

    Профессионал отличит многочисленные оттенки звука, его красоту, жизнь, дыхание. Непрофессионал будет без напряжения слушать всякие скрипы, шумы, шорохи, треск… Такому слушателю, в принципе, все равно. Творческой индивидуальности исполнителя никогда не прочувствовать на обычной аппаратуре. Это - прерогатива истинного меломана.

    Сегодня наступило время, когда все можно разложить на математические формулы. Так же и звук. Но разве какой-то цифрой можно описать ощущения? Прибор все разложит «по полочкам» - оценит кривую верности воспроизведения чистого тона, привносимые гармоники. Но какой прибор, бездушный и мертвый, отличит душу, вложенную в музыку?

    Сегодня мы рассмотрим распространенные проблемы, связанные с созданием Hi-Fi/Hi-End системы на PC с помощью студийного оборудования.

    Развитие Hi-Fi/Hi-End карт серийного производства

    Под Hi-End понимается высокое качество. В каждой области под Hi-End попадают изделия по разным параметрам. Для одних изделий Hi-End - это максимальное количество попугаев в тесте (например, видеокарты, процессоры), для других - запредельная стоимость и эксклюзивность, для третьих - сборка без компромиссов из высококачественных компонентов.

    Каждый аудиофил хочет иметь "самую лучшую звуковую карту", чтобы в ней был лучший ЦАП, лучший операционный усилитель, лучшая фильтрация питания и т.п. Разработать и сделать такую карту не проблема - проблема назначить на карту такую цену, чтобы ее потом купили. На сегодняшний день стоимость серийной Hi-End звуковой карты для домашней системы должна укладываться в $150-300. Имея жесткие рамки, производитель не может пойти по бескомпромиссному пути, а наличие тестовых программ, таких как RMAA, не позволяет обманывать покупателей. Поэтому производителю приходится искать компромиссные решения.

    Стереотипы деления бытовой аудиотехники на Hi-Fi и Hi-End, в первую очередь, по стоимости отчасти относятся и к звуковым картам. Таким образом, недорогие серийные Hi-End карты условно становятся просто "высококачественными", а эксклюзивные и дорогие - Hi-End. Реальное качество может быть на одном уровне.

    Пару лет назад на азиатском рынке появился спрос на высококачественные звуковые карты. Основная масса страждущих - это аудиофилы, имеющие хорошие наушники. Карты со стандартными операционными усилителями не давали приемлемого качества, вынуждая покупать дополнительно усилители для наушников. Auzentech предложил карты с навороченной обвязкой. Одна беда - карты базировались на C-Media , тем не менее, красивый вид конденсаторов и ОУ привлекал внимание многих.

    В ответ Onkyo и Audiotrak выпустили - и . Отличные обвязки, экраны, красивые рекламные технологии (чего только стоит векторное построение сигнала а-ля "многогранный синус" у Wavio) и т.п., но использование среднего качества ЦАП-ов заставляет задуматься, а есть ли смысл в покупке таких карт для дорогого комплекса? Карты пусть и "крутые", но уровень лишь Hi-Fi с узким местом в виде ЦАП. Расчет был сделан на владельцев наушников ($100-300) и владельцев Hi-Fi усилителя с акустикой (с аналогичной стоимостью за компоненты системы), где топовый ЦАП не нужен.

    Очередной ступенью развития на рынке звуковых карт стал выпуск специализированной высококачественной карты ProdigyHD2 Gold от Audiotrak, в которой использовался высококачественный топовый ЦАП от AKM с качественной обвязкой. До этого топовые ЦАП-ы так и оставались в дорогих студийных платах штучного производства, таких как , и т.п. стоимостью выше $1000. Сегодня Audiotrak предлагает не менее интересное устройство на PCM 1798.

    Стоит учесть и большое количество самодельных и доработанных устройств. При этом погоня за бескомпромиссным качеством не всегда приводит к адекватным результатам у самодельщиков и "производителей Hi-End". Здесь можно провести аналогию с Hi-End стационарными проигрывателями, где "бескомпромиссно" делается тяжеленное шасси из мрамора (или другого камня/металла) для снижения вибраций и точного считывания данных с диска. Парадоксально, но такие стационарные приводы почему-то с трудом читают штампованные диски и не справляются с CD-R/RW, а в противовес есть портативные CD-плееры с асинхронным чтением диска с копеечной стоимостью. Это заставляет задуматься, должно ли решение какой-то специфической проблемы стоить дорого? Приводит ли использование более качественного компонента к реальному улучшению качества? Образный пример - будет ли плакат-календарь висеть надежнее на гвозде из высококачественной стали, а не на канцелярской кнопке? Именно эти вопросы встают перед инженерами, разрабатывающими продукты массового производства, и в итоге относительно недорогое устройство может "уделать" по качеству более дорогую эксклюзивную модель.

    В то же время, при штучном производстве проще поставить в устройство деталь с избыточным качеством, чем исследовать зависимость качества устройства в целом от этого компонента, ведь "время=деньги". И пыль в глаза пустить можно легко - "в нашем устройстве используется самый совершенный компонент X, что обеспечит самое крутое качество". Главное, чтобы гениальные идеи и теории согласовались с практикой. Отсутствие замеров, точных характеристик и тонны воды о "золотом слухе разработчика и волшебном звуке устройства" обычно вызывают справедливое подозрение.

    Задача пользователя - выбрать устройство, реально отвечающее его требованиям без обмана от кого-либо.

    Благодаря спросу на азиатском рынке, компаниям пока удается за "стандартную" цену и дальше повышать качество карт (использовать более качественные компоненты), но на мировом рынке моделей домашних высокого класса пока очень мало.

    На Российском рынке безусловным лидером является Creative с бытовой картой $300 и профессиональной за $200, использующих топовый CS4398. Альтернативный производитель - Razer с картой на AKM4396. На наш рынок должна придти ASUS с картой XonarD2, использующая один из топовых ЦАП-ов от Burr-Brown PCM1796. Остальные карты есть только на азиатском рынке, среди которых есть на топовом WM8740, на AKM4396 и качественной обвязке.

    Многие производители постепенно понимают, что экономить на ЦАП смысла нет, и лучше поставить что-нибудь качественное. Ведь больше ничего продукт продемонстрировать не сможет. Но применение топового ЦАП носит больше маркетинговый характер, так как важен и дизайн платы, и грамотное применение остальных компонентов, иначе получится та же ситуация, что и с первой ревизией E-MU0404, где карта с "предтоповым" AKM4395 уступила Juli@ с "менее топовым" ЦАП AKM AK4358.

    Особняком стоЯт лишь младшие карты X-Fi с мощными DSP для игр, которые в играх имеют преимущество за счет качественной аппаратной обработки звука, где ЦАП играет гораздо меньшую роль.

    Сделать карту с топовым ЦАП за "дешево" несложно, яркий пример - Club3D Theatron DTS, со стоимостью ниже $100, с использованием четырех топовых AKM. БОльшую проблему представляет отладка драйверов, внедрение специфических функций и разъяснения покупателю, зачем ему покупать такую карту, где очевидное преимущество по звучанию, возможно, будет на тракте от $1000. В итоге парадокс, карта сама по себе получается не шибко дорогой, но для раскрытия потенциала требует дорогой тракт.

    Карты на CMI8788 сейчас фактически вытесняют бытовые карты на ENVY24XX ( , /XT/HD2, и т.п.). Причина вытеснения проста - CMI8788 поддерживает Live DTS, в отличие от ENVY. Более того, C-Media дает производителям референсную схему на топовых АКМ. Производителям остается лишь повторить схему, не вкладывая денег в разработку, в то время как под ENVY24XX надо разрабатывать все с нуля. Самые хитрые Razer и ASUS дружно перемаркировали CMI8788 в RZR35192 и AZ200, только ASUS пошел дальше и решил использовать другой ЦАП, не от АКМ и CS, а ADI - которого нет ни у кого из конкурентов. Решение здравое, с прицелом на эксклюзив. Тем не менее, лишь у редких карт можно встретить топовые ОУ, или возможность их замены без паяльника. У XonarD2 и Barracuda используются стандартные JRC4580, чуть выше классом ОУ у X-Fi EP. ProdigyHD2 Gold предлагает обвязку на высококачественных ОУ на линейном стереовыходе с технологией "Triple OPAMP": два OPA2134 от Burr-Brown + JRC5532. (Версия Prodigy HD2 для европейского рынка использует три NE5532, которые можно заменить другими ОУ без пайки). Конкуренцию по "Hi-End"-ности этой карте составляют только новые карты на CMI8788 и планируемая в этом году .

    Студия vs Hi-Fi/Hi-End

    В конференции часто поднимается вопрос о различиях между профессиональной и бытовой аппаратурой. Бытует мнение, что профессиональная аппаратура дает "честный" звук, а бытовая - "приятный", и что на профессиональной аппаратуре неприятно что-то слушать, так как она специально выпячивает косяки и "не нужные звуки".

    Разберем основные различия, о которых желательно знать, собирая высококачественную систему. Незнание элементарных вещей зачастую приводит пользователей к большим разочарованиям.

    В студии источников много - это синтезаторы, различные инструменты, микрофоны, помимо них много дополнительных приборов обработки сигнала. Все это подсоединяется к микшеру, входных каналов у которого может быть несколько десятков. После микшера сигнал направляется в конвертеры АЦП (в PC), мониторы. Из PC через конвертеры ЦАП сигнал посылается в микшер, и далее, в мониторы. Фактически микшер является отдельным коммутирующим устройством, связывающим все компоненты в студии. Из-за большого разнообразия комплектаций студий, компоновка устройств напоминает очень гибкий конструктор.

    Дома источников совсем немного, а коммутатором зачастую выступает усилитель. Малое количество компонентов и расположение их в одном месте предъявляют к компонентам другие требования.

    Звуковые карты

    Если в домашней системе все компоненты рядом, и особых требований к межблочному кабелю нет (случаи отличной слышимости направления кабеля только в зрячих тестах не затрагиваем:). В студии между устройствами может быть десять и более метров. А чем длиннее провод - тем больше наводок он может поймать. Для решения этой проблемы используют балансные провода с бОльшим уровнем сигнала. Соответственно, у профессиональной аппаратуры входы и выходы балансные, TRS или XLR. Для подключения бытовой техники к профессиональной зачастую нужны переходники и поддержка повышенного уровня сигнала.

    Основные отличия проф. карт от "мультимедийных/бытовых" - это проф. разъемы TRS или XLR, обязательная поддержка ASIO, специфические функции в драйверах или разъемов в виде микрофонного входа с фантомным питанием в +12 или +48 В, отсутствие поддержки DirectSound3D и OpenAL. В качестве исключений среди бюджетных проф. карт можно встретить карты без балансного уровня сигнала, такие как , и т.п., рассчитанные именно на домашние бюджетные студии.

    Основная задача проф. карты - обеспечить удобство в работе. Качество звука у профессиональных карт разное и не всегда превосходит "мультимедийные/бытовые" карты.

    Образный пример - универсальный джип против катка, крана, бульдозера, болида формулы 1.

    Дополнительно об ASIO и возможностях гибкого роутинга сигнала .

    У карт с возможностью гибкого роутинга сигнала (DirectWire у ESI/Audiotrak, PatchMixDSP у E-MU, CreationMode у X-Fi, KX DSP + Router в KX Driver, FREE Mixer у Infrasonic Quartet) есть возможность с помощью проф. софта делать практически любую обработку сигнала в real-time любого канала при воспроизведении из-под любой программы. Что это дает, кроме использования "улучшайзеров", в плане построения Hi-End систем?

    • можно использовать фильтры с большой крутизной среза - это позволяет не только сузить переходную зону, но и значительно разгрузить динамики. Так, для пищалки можно выбрать меньшую частоту раздела, без риска искажений
    • можно использовать фазолинейные фильтры
    • можно регулировать задержки между динамиками, компенсируя расположения динамиков
    • дополнительно можно делать эквализацию, с подавлением резонансных частот

    При наличии недорогого Midi-контроллера можно очень быстро и эффективно делать настройку, устраивать слепые тесты между разными настройками фильтров.

    Слепые тесты всегда важны при вынесении вердиктов лучше/хуже, но, к сожалению, этим пренебрегают (и порой, панически боятся) поклонники и разработчики Hi-End, надеясь на свой "абсолютный" слух и зоркие глаза. Возможностей в таком подходе много, но надо обладать должной квалификацией в работе с проф. софтом.

    Стоимость компактного PC с соответствующим софтом имеет сопоставимую стоимость с железными студийными DSP, и при этом дает бОльшие возможности. Примером таких решений может служить система Helix Legacy Audio $53000 с использованием $5000.

    Для недорогих студий и концертной акустики много активных настраиваемых аналоговых кроссоверов. Если у кого-то есть свободное время или специфические запросы к АС, то можно легко сделать "ящики", вставить динамики, подключить к усилителям, настроить кроссовер.

    О будущем использовании "улучшайзеров" в высококачественном тракте лучше забыть сразу. Основная задача популярных плагинов, таких как Ozone, встроенного обработчика в X-fi Cristallizer, - обойти огрехи последующего тракта, аналогично вкусовым добавкам в некачественной пище. Данную обработку лучше оставить для использования в студиях при создании музыки. Исключение может возникнуть только с низкокачественно записанными треками.

    Существуют ли более "крутые карты", нежели E-MU1212m, Prodigy HD2, X-Fi Elite Pro, Razer Barracuda, Asus Xonar D2 и т.п.?

    Среди профессиональных карт ступенькой выше стоят комплексные решения - цифровая карта + внешний конвертер, вроде LynxAES16 + Aurora16. Стоимость таких решений отличается на порядки, нежели у рассматриваемых карт. Высокая стоимость диктуется штучным выпуском устройств и специфическими функциями, такими как:

    • возможность работы нескольких карт, как одна (для многоканальных систем), где каналов надо не 5.1 для DVD, а 16 и более, на PCI-плате довольно сложно их все разместить
    • возможность синхронизации с внешним оборудованием

    Для домашнего применения такие функции не нужны. Более того, реализация некоторых функций может пойти в ущерб "аудиофильским", например, у возможность точной подстройки опорной частоты привела к большему джиттеру устройства, в то время как отсутствие этой функции позволило бы выжать "больше качества".

    Среди бытовых карт "ступенькой выше" стоЯт также комплексные решения - цифровая карта + внешний ЦАП. В качестве цифровой платы может выступить любая карта с SPDIF-выходом, обеспечивающим цифровую передачу данных с должной степенью корректности.

    Основные преимущества такого решения

    • организация внешнего питания
    • гальваническая развязка с PC
    • широкий выбор внешних DAC

    В некоторых случаях себестоимость внешнего устройства для несерийного производства может оказаться ниже для внешнего устройства. Сделать устройство на многослойной плате, успешно обойти ряд проблем для внутреннего устройства в домашних условиях не так просто.

    Усилители

    Студийные усилители рассчитаны на установку в рэковую стойку. Так как регулировка громкости и переключение источников делаются в микшере - то у усилителей зачастую отсутствуют регуляторы громкости и селектор входов (не говоря о пульте ДУ). Этот "недостаток" в той же мере относится и к активным мониторам. В большинстве случаев есть только поканальный регулятор чувствительности входа, и не обязательно спереди. Еще среди немаловажных особенностей - большинство студийных усилителей имеют активное охлаждение, аналогично блоку питания у компьютера. И последний аргумент "против" использования такого усилителя дома - неказистый вид, близкий к "самоделу" :)

    Данный усилитель от Yamaha не является самым страшным на вид, но внешне разница с моделями Hi-Fi от Yamaha большая.

    Развитие звуковых карт и софта порождает большое количество Home/Project студий, где микшер не используется. Развиваются и HTPC-системы, где конечным трактом являются Hi-Fi колонки. Так как селектор источников (радио, TV, DVD) находится в компьютере, то от усилителя не требуется селектор входов. Низкие цены на проф. карты + лозунги "к проф. карте нужен проф. усилитель" , вынуждают производителей выпускать продукцию "симпатичнее" и "удобнее", близкую к Hi-Fi. Среди недорогих студийных ($350~450) усилителей можно отметить Alesis RA300 и (модели схожи внешне и по характеристикам).

    Два больших поканальных регулятора громкости и кнопка Power. Сзади только один стереовход, но исполненный в разных форм-факторах: RCA, TRS и XLR, с поддержкой как балансного, так и бытового уровня сигнала.

    При этом есть менее привлекательные усилители вроде ART SLA-1/2, с формальным активным охлаждением, где вентилятор включается только при перегреве. По отзывам владельцев, перегрев случается крайне редко.


    "домашний" студийный усилитель Behringer A500 изнутри

    Забавно, в аудиофильских кругах наибольшее уважение вызывают топовые трансформаторы в студийных усилителях с пассивным охлаждением, без учета использующихся "остальных деталей" :). И конечно, отсутствие регуляторов тембров.

    Так же, как и в мире Hi-Fi/Hi-End, стоимость студийных компонентов может достигать заоблачных высот.

    Акустика

    Прежде всего, качество звучания определяется качеством используемых динамиков и оптимальным расчетом корпуса с кроссовером + усилитель. Грамотное конструирование АС не бывает дешевым, так как требует много ресурсов на разработку. В ресурсы входят: время, парк деталей и квалифицированные инженеры. Все это стоит денег и закладывается в стоимость конечного продукта.

    В секторе бюджетной акустики стараются экономить на всем, вплоть до проверки качества сборки и работоспособности АС. Нередки случаи, когда расчет фильтров был сделан под одни динамики, а в итоге устанавливаются другие динамики без какой-либо корректировки фильтров или акустического оформления корпуса. Грешат этим не только производители бюджетной активной акустики, но и известные бренды. Касаемо студийных мониторов, продающихся поштучно, а не парой, необходимо учитывать, что колонки разных партий могут различаться между собой по звуку, из-за использования динамиков разных партий.

    Идеальной акустики не бывает. Любая система, любой стоимости и конструкции всегда является компромиссным решением. Удачность системы зависит лишь от умения разработчика выжать больше плюсов, чем минусов. Для разных целевых назначений компромиссы в создании АС разные. Именно здесь и кроется различие между Hi-Fi и студийной аппаратурой.

    Мониторы, как несложно догадаться, предназначены для использования в студии.

    Соответственно:

    • Габариты АС будут такими, чтобы с размещением АС на консоли или у стены, в студии не возникло никаких проблем. Напольные системы в студии - редкость.


    Студия Deep Recording Studios, Англия, Лондон

    • Разъемы у активной акустики будут профессиональными, а не бытовыми.
    • Предполагается, что в студии будет стоять несколько пар мониторов. Это позволяет делать мониторы, заточенные под определенные задачи. Например, только в линейке с мониторами (ADAM, Dynaudio и т.д.) можно увидеть двухполосные модели с 8" вуферами, а в линейке Hi-Fi таких моделей нет, и это не случайно. Играет ли 8" вуфер лучше 6"? Ничуть, его преимущество только в более низкой граничной частоте с ухудшенной передачей в верхнем диапазоне воспроизводимой полосы частот вуфера с низкой частотой раздела для твитера. Но это не является проблемой для звукорежиссера, так как в студии есть несколько пар АС, подобранных так, чтобы каждая имела достоинства, отсутствующие у других моделей. Звукорежиссер, работая одновременно с несколькими АС, внимательно выслушивает нужные параметры трека на соответствующих мониторах. Дома нужны "универсальные" АС.


    черные АС - для студии, серебристые - для дома или "домашней" студии. Аналог S2.5 для дома отсутствует.

    • Направленность звучания у мониторов уже. Это позволяет получить более четкую панораму, но слушать АС можно только в "правильном треугольнике". В то время как на Hi-Fi/Hi-End колонках направленность может быть практически круговая, обеспечивая менее точный, но зато объемный звук, и которые можно слушать с разных точек.


    Так ли важно, есть ли надпись "монитор" на АС? В студии Abbey Road можно встретить акустику высокого класса, в том числе и "бытовую".

    Акустические системы высокого класса можно встретить как дома, так и на студии, главное, чтобы они удовлетворяли потребностям владельца.

    Какие могут быть разочарования у аудиофила, купившего "студийный Hi-End"?

    Вспомните, лет десять назад, при просмотре фильма "Бриллиантовая рука", были ли у вас нарекания на цветность, четкость или контрастность записи фильма? Не было. Зато сейчас при просмотре этого фильма на мониторе или современной большой плазме, даже с лицензионного DVD сразу возникает вопрос - а не "экранная" ли это копия? Многие предпочитают смотреть такие фильмы через проектор, где такой контраст падения качества не сильно заметен.

    Время идет, качество конвертеров растет, а старые записи лучше не становятся. Обычно, при переходе с встроенного звука на X-Fi, Revolution5.1, Prodigy7.1 и покупки акустики начального уровня пользователи замечают, что mp3 звучит не так хорошо, как оригинальные CD. При переходе на более качественную технику оказывается, что и CD не все качественно записаны. А в дальнейшем - что качественно записаны лишь единицы, а звукорежиссеры, в основной массе, глухие на оба уха, и все сводят под "бумбоксы", наплевав на владельцев качественной аппаратуры (шутка, но с долей правды) :)

    Эту особенность необходимо учитывать и быть к этому готовым, расставляя грамотно свои приоритеты. Если в вашей фонотеке большинство записей старых лет, или любимые группы записываются в не самых лучших студиях (или в лучших, но "максимально быстро"), то при прослушивании будет слышно много недоработок. Как показывает практика - такой результат нравится не всем. Сразу начинаются рассуждения об "аналитичности" проф. карт и о "музыкальности" остальных, включая Aureal Vortex2 на стареньком sigmatel. Поэтому до того, как покупать очередной компонент системы "за много денег" или "с правильной идеологией" послушайте его заранее или берите под money back. Возможно, то, что кем-то считается "правильным и качественным" вам не подойдет.

    Развитие топовых звуковых карт, то будь это проф. карта вроде E-MU1212m или мультимедийная топовая карта вроде Prodigy HD2, идет по "студийному" пути, где цель - получить сигнал, максимально близкий к оригиналу.

    Объективные тесты и качество

    Производители в процессе разработки дополнительно ориентируются на синтетические тесты.

    В сообществе аудиофилов бытует мнение, что объективные параметры ничего не значат и не показывают. К слову, в отчете RMAA показываются результаты нескольких тестов, но помимо них, при необходимости, можно провести и дополнительные тесты на других частотах и амплитудах сигнала. Более дотошные пользователи могут сгенерировать свои тестовые сигналы в аудиоредакторах, главное, чтобы результаты были коррелированны с субъективным восприятием.

    Неумение пользоваться проф. софтом, незнание многих элементарных вещей из психоакустики часто выставляет аудиофилов в дураках, которые называют вещи своими именами, путая понятия и определения, и порой, не могут доказать, что то, что они слышат, не является плодом воображения или самовнушением.

    Карта, показывающая высокие характеристики, априори будет качественно играть, в то время как карта с невысокими характеристиками может играть "как угодно". Другой момент - смотреть надо не на одну характеристику или цифру, а рассматривать множество параметров в комплексе, понимая, какой параметр, на что влияет, и в какой степени.

    К сожалению, не всегда в объективных тестах приводятся все параметры, а часть замеров требует специального оборудования или значительных временных затрат. Поэтому без субъективного мнения эксперта не обойтись, и не всегда его мнение должно совпасть с объективным.

    Итог

    Создать высококачественную систему с помощью студийных компонентов можно, но при таком подходе может пострадать "внешний вид", ухудшиться удобство управления. Касаемо мониторов - звучание может быть менее универсальным и идти вразрез с представлениями о "объемном", "живом" и т.п. звуке.

    Имеет ли смысл делать домашнюю Hi-End систему на студийном оборудовании? Это должен решить каждый сам, исходя из своих задач и приоритетов. Если основной источник - PC, с отлаженными программами и пультом дистанционного управления, - удобство и функциональность могут быть на высоком уровне (даже превосходить обычные компонентные системы). При этом не стоит забывать, что PC пока не поддерживает SACD, и есть ряд проблем с DVD-Audio.

    Похожие статьи