• Применение редактирования в программе inkscape. Inkscape – графический редактор для работы с векторной графикой

    03.08.2023

    Лабораторная работа

    Тема. Редактирование изображений в растровом векторном редакторе Inkscape

    Цель. Освоить приёмы работы в векторном редакторе.

    Выполнение работы.

    Интерфейс векторного графического редактора Inkscape состоит из управляющих элементов и функций, призванных сделать работу художника простой и удобной. Интерфейс векторного графического редактора Inkscape состоит главным образом из рабочего окна, в котором можно создавать и управлять чертежам. В окне расположены управляющие и информационные инструменты, работа с которыми описана на этой странице.

    Окно интерфейса Inkscape можно разделить на девять основных областей:

      1. Главное меню (Главное меню в верхней части окна)

      2. Панель инструментов

      3. Контекстная панель управления

      4. Разметка, линейки, направляющие и сетки

      5. Панель элементов управления

      6. Окно инструментов

    • 8. Палитра

      9. Строка состояния

    Описанные выше панели инструментов и управления, доступные в inkscape могут занимать значительное пространство экране монитора. Чтобы уменьшить размер панели инструментов, выберите в главном меню "Файл" -> "Настроить Inkscape...". Затем выберите вариант "интерфейс". Здесь вы можете самостоятельно установить большие или маленькие значки панели команд, панели элементов и т.д.

    Главное меню

    Как и в большинстве других программ, главное меню Inkscape содержит основные функции работы с программой: работа с файлами, функции редактирования и просмотра, функции редактора работы с текстом, фильтрами, объектами и контурами, дополнения и справочную информацию.

    Панель инструментов

    Панель инструментов inkscape расположена в верхней части рабочей области экрана редактора сразу по главным меню. Панель инструментов inkscape содержит значки-иконки, которые вызывают определенные команды редактора. Эти команды также доступны в главном меню или по комбинации клавиш. Панель инструментов предназначена для более легкого доступа к наиболее используемым функциям редактора. Из панели инструментов inkscape в один клик можно открыть новый или существующий документ, напечатать его, загрузить изображение, отменить предыдущие команды, масштабировать, откройте диалоговое окно для настройки свойства документа и т.д. Каждый значок при наведении курсора мыши отображает свою функцию с помощью всплывающих подсказок.

    Если все значки панели инструментов inkscape не помещаются на экране, то доступ к ним может быть осуществлен через кнопку с двумя стрелочками с правого края панели. Щелкнув по ним, вы увидите в виде меню все остальные команды панели, значки которых не помещаются на панели. Значки могут не помещаться на панели инструментов inkscape из-за размера экрана или разрешения монитора.

    Окно инструментов

    Окно инструментов inkscape, состоит из вертикального ряда кнопок, расположенного в левой части окна редактора. На картинке выше эта панель приведена горизонтально для экономии места. Окно инструментов inkscape - это основной элемент для работы в векторном редакторе Inkscape. Окно инструментов inkscape содержит основной набор графических инструментов для создания и редактирования фигур. В окне инструментов inkscape присутствуют инструменты для работы с геометрическими фигурами, а также свободной трансформации фигур и линий, инструменты для работы с текстом и цветом (заливка и градиенты).

    При работе с инструментами, сразу под горизонтальной панелью вы можете заметить контекстную панель управления inkscape.

    В зависимости от того, какой инструмент выбран в окне инструментов inkscape, изменяется вид контекстной панели inkscape. В контекстной панели отображаются настройки и параметры активного инструмента. В зависимости от ситуации изменение этих параметров может сразу повлиять на выбранный объект, а в некоторых случаях изменения параметров вступят в силу только при создании нового объекта или повлияют на существующие и новые объекты.

    Холст

    Холст или канва inkscape является главной рабочей областью программы. Это основная часть интерфейса, поскольку именно здесь пользователь графического редактора создает и редактирует рисунки. Холст расположен посередине окна программы и похож на изображение чистого листа бумаги, расположенного на белом фоне. По умолчанию в окне редактора сленва и сверху включены линейки, для определения координат в пикселях. Значения по умолчанию - видимость линейки и единицы измерения можно изменять в Свойствах документа.

    Не смотря на то, что границы отображаемого на холсте "листа" определяют границы изображения для печати или сохранения, при рисовании размер "листа" вовсе не ограничивают область изображения. Вы даже можете сделать границы "страницы" и показанные на рисунке выше тени этих границ невидимыми. Настроить видимость границ страницы можно в свойствах документа. Некоторые пользователи предпочитают использовать границы страницы, другие используют для рисования все пространство холста.

    Разметка, линейки, направляющие и сетки в inkscape

    Линейки разметки

    Линейка разметки расположена вверху и слева холста inkscape. Деления линейки разметки определяют расстояния в некоторых единицах, по умолчанию в пикселях. Изменить настройку единиц измерения можно в свойствах документа в меню "файл" - "Свойства документа".

    Когда указатель мыши находится над холстом, на линейке появляются два черных треугольника, треугольника, которые отображают на линейке координаты курсора относительно в нижнего левого угла страницы. Эти координаты X и Y можно увидеть в строке состояния (в нижнем правом углу окна программы), рядом с параметром масштаба Z.

    Обратите внимание на то, что SVG координаты начинаются в нижнем левом углу документа как обычно принято геометрии в декартовой системе координат.

    Комбинация клавиш CTRL + R позволяет скрыть или отобразить линейки разметки inkscape. Также это можно сделать в главном меню "Вид" - "Показать или скрыть" - "Линейки".

    Начну с приятного. Вы были во Львове? Рекомендую! А вечером вас может принять пивной ресторан Львов. Это фактически английский паб. Кстати, такой логотип можно сделать с помощью Inkscape. Вот о нм и поговорим.

    Продолжаю публикацию монолитного и фундаментального труда Алексея Дмитриева по графическому редактору Inkscape — «Путеводитель по Inkscape». Мы продолжаем изучать колоссальное по своей функциональности меню «Файл» Обратите внимание, что такое подробное описание всех настроек Inkscape сделано автором впервые. Аналогов данного руководства нет ни на английском, ни тем более на русском языках.

    В этой главе сохраняется нумерация строк в меню Файл, начатая в предыдущих главах.

    13. Файл? Метаданные

    Метаданные - это сведения, которые автор может включить в структуру документа. Они видны только при просмотре файла программами, позволяющими эти данные прочесть. К таким программам относятся большинство «больших» графических и векторных редакторов.

    На рисунке 1 показано окно .

    Рис. 1

    В соответствующие графы этого диалога вписываем: название, автора докумета, дату и так далее.

    Во вкладке Лицензия можно выбрать нужную лицензию из числа шаблонов, либо указать другую.

    14. Файл? Настроить Inkscape

    Инструменты

    Рис. 2

    Первая настройка - настройка инструментов. И сразу начинаются «непонятки».

    Используемая площадка

    Под термином площадка имеется ввиду (по-английски bounding box или bb). Это такая пунктирная линия, которая окаймляет весь выделенный объект, показывая его границы (смотрите рисунок 3).

    Рис. 3

    Слева - Видимая площадка , Справа - Геометрическая

    Так вот, эта площадка может быть настроена так, чтобы окаймлять весь объект целиком, со всеми его обводками (видимая площадка ; на рисунке 3 слева). А геометрическая площадка проходит строго по узлам объекта (на рисунке 3 справа).

    Почти любой объект можно окаймить направляющими . Для этого нужно пройти в меню Объект? Объекты в направляющие .

    Рис. 4

    Данная опция позволяет Сохранять объекты после преобразования их в направляющие , а также Считать группы единым объектом при преобразовании в направляющие.

    Мы рассмотрели все опции настройки строки Инструменты , теперь развернем эту строку, кликнув мышью на треугольном указателе перед ней. Строка раскроется в колонку с перечислением отдельных инструментов. Первым из них будет Выделитель (рисунок 5).

    Рис. 5

    Это первый инструмент в панели инструментов, , отзывающийся также на горячую клавишу F1 . Это самый употребительный инструмент, с его помощью мы выделяем, передвигаем и трансформируем объекты.

    Показывать пометку выделения

    Что подразумевается под Пометкой выделения ? По умолчанию пометкой выделения служит окаймляющая рамка . Стоит щелкнуть на объекте инструментом Выделитель , как вокруг него возникает пунктирная рамка и двусторонние стрелки, при помощи которых можно трансформировать объект. Но если убрать галочку из чекбокса Показывать пометку выделения , а в секции Пометка выделенных объектов выбрать позицию Нет , то рамка исчезнет, оставив только стрелки (рисунок 6).

    Рис. 6

    Слева выделенный круг, помеченный рамкой; справа - без пометки выделения.

    Примечание: Абсолютно тот же эффект получится и при включенном чекбоксе Показывать пометку выделения ; то есть налицо некоторая избыточность настроек. Вполне хватило бы и одной секции Пометка выделенных объектов .

    Но, кроме привычной рамки, пометкой выделения может служить Метка - небольшой остроугольный ромбик, возникающий под острием левой верхней стрелки преобразования , и меняющий свой цвет в зависимости от фона, на который падает.

    На рисуке 7 показаны два круга на зеленом фоне с метками выделения.

    Рис. 7

    Метки указаны стрелками. Наличие двух меток выделения говорит о том, что оба объекта выделены.

    При трансформации показывать:

    Когда мы, при помощи стрелок, изменяем форму объекта, или просто пемещаем его по холсту, то стрелки временно исчезают. Следить за изменениями можно по самому объекту.

    Рис. 8

    На рисунке 8 показаны этапы вращения объекта.

    Но, если выбрать Рамку , то сам объект будет неподвижен, а вращаться будет синяя рамка, как видно на рисунке 9.

    Рис. 9

    Еще на рисунке 9 виден указатель мыши, которым вращают рамку. Как только левая кнопка мыши будет отпущена, объект возникнет внутри рамки, заняв свое новое положение.

    Опции настройки Выделителя исчерпаны, переходим к Узлам .

    Инструмент , отзывается на горячую клавишу F2 и позволяет нам редактировать узлы контура и рычаги этих узлов.

    Рис. 10

    Показывать пометку выделения

    Если эта опция включена, а она включена по умолчанию, то при щелчке инструментом на объекте, в нем становятся видны узлы и пометка выделения , по умолчанию - окаймляющая пунктирная рамка (рисунок 11, красный треугольник).

    Рис. 11

    Если отключить эту опцию, и нарисовать желтый треугольник, то при клике на нем инструментом , появятся только сами узлы, а рамки видно не будет (рисунок 11, желтый треугольник).

    Включить правку градиентов

    Инструмент , помимо основного назначения - выделять узлы - служит еще и для правки градиентов . При щелчке этим инструментом на объекте, залитым градиентным цветом, появляется рычаг управления градиентом .

    Рис. 12

    Этим рычагом можно управлять при помощи инструмента .

    Если же убрать птичку из чекбокса Включить правку градиента , то никакого рычага градиента при клике инструментом мы не увидим. Тогда придется для правки градиента воспользоваться инструментом Градиентная заливка

    Абрис контура

    Это тонкая линия, соединяющая середины узлов контура. С ним удобно видеть истинные размеры контура.

    Всегда показывать абрис

    По умолчанию эта опция отключена.

    Рис. 13

    На рисунке 13 слева показан контур при отключенной опции Всегда показывать абрис . Справа - тот же контур при подключенной опции Всегда показывать абрис .

    Обновлять абрис при перемещении узлов

    Если эта опция подключена, то абрис будет изменяться вслед за изменением положения узлов, что не даст нам никакой информации. Вот если отключить эту опцию, то, сместив узел, можно по положению абриса, оставшегося на старом месте, судить о величине смещения (рисунок 14).

    Рис. 14

    На рисунке 14 видно, как мы смещаем узел, а прежний абрис остается на месте.

    Обновлять контуры при перемещении узлов

    По умолчанию (когда данная опция подключена) двигая узел, мы немедленно видим изменение контура. Если же отключить эту опцию, то, переместив узел, мы увидим абрис нового контура, в то время как прежний контур остался на месте. (При условии, что опция Обновлять абрис включена).

    Рис. 15

    Показывать направление контура на абрисе

    Эта опция по умолчанию отключена. Но если ее подключить, то на абрисе (при условии что подключено Всегда показывать абрис ) появятся стрелочки, показывающие в каком направлении был нарисован контур. Например, на рисунке 16:

    Рис. 16

    На левом контуре цифрами показан порядок создания узлов контура, а справа, при помощи инструмента , подсвечен абрис с указательными стрелками.

    На время показывать абрис

    По умолчанию опция включена. При наведении инструмента на невыделенный объект, абрис появляется на некоторое время (задаваемое в миллисекундах в окошке Длительность мерцания ).

    Рис. 17

    В отличие от красного постоянного абриса, этот временный абрис имеет по умолчанию бирюзовый цвет (впрочем, цвет можно изменить, если кликнуть на бирюзовом прямоугольнике в начале секции Абрис контура ).

    На время показывать абрис выделенных контуров

    По умолчанию выключено, но если подключить, то можно видеть и абрис и узлы (рисунок 18).

    Рис. 18

    Параметры редактирования:

    Показывать рычаги единичных узлов

    Опция по умолчанию отключена. Если ее подключить, то можно, кликнув на отдельном узле, получить сверхточный механизм управления рычагом узла (рисунок 19).

    Рис. 19

    По умолчанию эта опция подключена, и программа старается максимально возможно сохранить форму контура при удалении узлов. На рисунке 20 вверху показан исходный объект 1 с узлом А, который будет удален.

    Рис. 20

    Объект 2 лишился узла А, но опция Сохранять форму объекта при удалении узлов была включена, поэтому силуэт объекта изменился не сильно.

    У объекта 3 также удалили узел А, а поскольку опция Сохранять форму объекта при удалении узлов была выключена, то его очертания претерпели сильные изменения.

    Инструмент позволяет вносить множество разнообразных изменений в контурные объекты: раскрашивать, двигать, изменять форму, вращать, и еще много чего. Описание работы этого инструмента не может быть дано в данной главе - оно займет отдельную главу, когда мы доберемся до разбора инструментов.

    Рис. 21

    Сейчас рассмотрим только предлагаемые опции настройки инструмента .

    Раскрашивать объекты

    Можно либо , либо . Чтобы задать этот самый собственный стиль, нужно изобразить контурный (состоящий из узлов) объект и раскрасить его в желательные цвета (рисунок 22, верхний прямоугольник).

    Рис. 22

    Чтобы убедиться, что корректор работает, нарисуем ниже прямоугольника бирюзовый треугольник с красной обводкой (рисунок 22 в центре).

    Выделим треугольник, переключимся на (SHIFT+F2 ), и проведем инструментом по объекту. Объект будет перекрашен в цвета корректора (рисунок 22, внизу).

    Показывать пометку выделения

    Удобно подключить эту опцию, чтобы всегда видеть, выделен ли объект, который вы собрались корректировать (напомню, что работает только с выделенными объектами).

    Включить правку градиентов

    При подключении этой опции будет виден рычаг правки градиента .

    Распылитель

    Это инструмент, способный разбрасывать объекты по холсту. Отзывается на SHIFT+F3 . Работа с распылителем займет отдельную главу, а для тех, кто уже умеет им пользоваться, напоминаем, что он имеет две опции.

    Показывать пометку выделения (включена по умолчанию).

    Включить правку градиентов.

    По умолчанию выключена. Если подключить, то будет виден рычаг правки градиентов .

    Лупа

    Нехитрый инструмент имеет две опции: Показывать пометку выделения и Включить правку градиентов .

    Фигуры

    Раздел Фигуры имеет две опции, относящиеся ко всем фигурам: это Показывать пометку выделения и Включить правку градиентов

    Теперь развернем эту строку Фигуры , кликнув мышью на треугольном указателе перед ней. И первой фигурой будет…

    Это инструмент, позволяющий рисовать прямоугольники и квадраты. Откликается на горячую клавишу F4 .

    Рис. 23

    В настройках видим уже знакомый выбор между и .

    При преобразовании в направляющие вместо площадки (BB) используются края

    Мы помним, что некоторые объекты могут быть преобразованы в направляющие (смотрите раздел Преобразование в направляющие ). Так вот, эта опция определяет, преобразовывать ли объект в направляющие по окаймляющей площадке (рисунок 24), или по его краям (рисунок 25).

    Рис. 24 Рис. 25

    Паралеллепипед

    Описание приемов работы с инструментом Паралеллепипед не входят в задачи данной главы. Для этого будет отдельная тема.

    Настройки же инструмента Паралеллепипед полностью совпадают с таковыми для .

    Эллипс

    Последним использованным стилем и Собственным стилем инструмента .

    Звезда

    Имеет всего одну настройку - выбор между Последним использованным стилем и Собственным стилем инструмента .

    Спираль

    Имеет всего одну настройку - выбор между Последним использованным стилем и Собственным стилем инструмента .

    Этот инструмент предназначен для рисования произвольных контуров и откликается на горячую клавишу F6 .

    Рис. 26

    Показывать пометку выделения По умолчанию включено.

    Создавать новые объекты с:

    Либо с последним использованным стилем , либо с собственным стилем инструмента . Задать этот стиль можно, создав объект с нужными параметрами, выделив его, а затем нажав кнопку Взять от выделения . По умолчанию собственный стиль таков: Заливка: Снята; Обводка: Снята.(?). Пусть это вас не смущает - карандаш рисует черной обводкой толщиной в 1 пиксель.

    Размер точки по CTRL+щелчок

    Если, удерживая клавишу CTRL, кликнуть на холсте инструментом , то появится точка (рисунок 27, внизу).

    Рис. 27

    Диаметр этой точки будет в 3 раза (по умолчанию) больше размера обводки карандашного контура (рисунок 27, вверху).

    Самый употребительный инструмент для создания кривых Безье и прямых линий. Откликается на SHIFT+F6 .

    Рис. 28

    Показывать пометку выделения

    Как и многие другие инструменты, может показывать пометку выделения при включении данной опциии.

    Создавать навые объекты с:

    последним использованным стилем , либо с собственным стилем инструмента . Характерно, что собственный стиль по умолчанию без заливки и без обводки, однако рисует черную линию толщиной в 1 пиксель.

    Если нужно изменить собственный стиль пера, то нужно нарисовать контур, изменить стиль и цвет его обводки (про заливку, понятно, тут говорить не приходится), выделить его, а потом нажать кнопку Взять от выделения .

    При клике инструментом с нажатой клавишей CTRL, создается точка, диаметр которой в 3 раза больше ширины обводки. В окошке последней строки можно выставить любую кратность вместо трех.

    Рисует линии наподобии плакатного пера.

    Рис. 29

    Показывать пометку выделения

    По умолчанию отключено.

    Создавать новые объекты с:

    Можно создавать контуры либо с последним использованным стилем , либо с собственным стилем инструмента .

    Ширина в абсолютных единицах измерения

    Можно задать ширину плакатного пера хоть в пикселях, хоть в миллиметрах.

    Выделять новый контур

    По умолчанию выключено, так как всякие пометки контуров будут отвлекать от свободного рисования, для которого этот инструмент и предназначен.

    Рис. 30

    Снова не буду описывать приемы работы с этим инструментом - для этого будет свое место. Что касается настроек, то они уже знакомы нам по предыдущим инструментам.

    Рис. 31

    Здесь не место объяснять как можно создавать новые объекты при помощи ластика. А настройка одна, и уже многократно описанная.

    Рис. 32

    Показывать пометку выделения

    По умолчанию включено.

    Включить правку градиентов

    Это значит, что будет виден рычаг правки градиента , по умолчанию подключено.

    Показывать образцы шрифтов в раскрывающемся списке

    Этот раскрывающийся список стоит первым на Панели настройки текущего инструмента при выборе инструмента . Опция, подключенная по умолчанию, показывает в этом списке образцы написания шрифтов.

    Ну, и обычный выбор между Собственным стилем инструмента и Последним использованным стилем .

    Градиентная заливка

    Всего одна настройка - Показывать пометку выделения . Не стоит и скриншота.

    Соединительные линии

    Тоже не стоит скриншота, всего две настройки: Показывать пометку выделения и Не соединяться линиями с текстовыми объектами . Обе опции подключены по умолчанию.

    Пипетка

    Тоже всего две настройки: Показывать пометку выделения и Включить правку градиентов . Обе подключены по умолчанию.

    Горячие клавиши CTRL+a, TAB, SHIFT+TAB выделяют объекты

    Настройки, как показано на рисунке 33, позволяют менять условия работы этих горячих клавиш.

    Рис. 33

    Эти настройки очевидны и не нуждаются в пояснениях.

    Трансформации

    Объекты можно трансформировать различными способами.

    Рис. 34

    Не вдаваясь в обсуждение методов трансформации, отметим, что настройки, подключенные по умолчанию, обеспечивают сохранение формы, заливки и обводки объектов. Отключать те или иные опции следует только для достижения определенных целей.

    В разделе Сохранение трансформации речь идет о способе фиксации сделанных изменений в SVG файле (который представляет собой текстовой файл на языке XML). Если выбрана опция Без оптимизации , то в тексте файла трансформация всегда будет сохраняться в виде аттрибута «transform=». Если же оставлена умолчальная опция С оптимизацией , то аттрибут «transform=» по возможности не будет создаваться.

    Клон - это копия объекта, связанная с оригиналом таким образом, что все изменения оригинала будут изменять и его клоны. Если клон копируется или дублируется, то эта копия становится потомком клона и сохраняет связь с оригиналом.

    Рис. 35

    Настройки Клонов , показанные на рисунке 35, говорят сами за себя; никаких объяснений здесь не требуется.

    Обтравочный контур накладывается поверх объекта и после действия Объект? Обтравочный контур? Наложить , видимой остается только та часть объекта, что попала внутрь обтравочного контура. Маски работают сходным образом. Подробно об этом будет сказано в соответствующей главе.

    Рис. 36

    Настройки, показанные на рисунке 36, не нуждаются в пояснениях.

    Фильтры

    Обширная область, требующая отдельного разбора. Фильтров имеется множество, и у каждого свои особенности.

    Настройки же фильтров сводятся к выбору желаемого соотношения Скорость / Качество.

    В данном разделе речь идет об незначительной обработке растровых изображений, которую Inkscape способен производить самостоятельно, при помощи растровых Расширений , не прибегая к специальным растровым редакторам (типа Gimp).

    Рис. 37

    Настройки все понятные, я не вижу необходимости что-либо дополнительно разъяснять.

    Управление цветом

    Темна вода во облацех… Не нашел ничего по поводу данных настроек. Советую и вам их не трогать, если не знаете, что тут к чему. Если знаете - сообщите мне для включения в этот путеводитель.

    Настройки сеток по умолчанию представлены на рисунке 38.

    Рис. 38

    Выделение основной линии сетки

    Смысл этой настройки в том, что если подключить опцию Не подчеркивать линии сетки на большом удалении , то при малом увеличении (когда обычные линии сетки уже пропадают) цвет основных линий меняется на цвет обычных. Если же оставить эту опцию неподключенной цвет основных линий меняться не будет ни при каком увеличении.

    Параметры сетки по умолчанию

    Позволяют задать удобный для вас вид сетки, чтобы не настраивать ее каждый раз. Я, например, в этой настройке изменил цвет обычных линий на красный.

    Экспорт в SVG

    Эти настройки касаются структуры SVG файла и будут полезны только тем, кто разбирается в языке XML и знает эти структуры. Всем остальным лучше оставить данные настройки по умолчанию.

    Рис. 39

    Как видите, настройки простые и однозначные.

    Некоторая тонкость содержится только в подключении автосохранения . Дело в том, что после сохранения документа уже нельзя отменить последние действия. Так что автосохранение может произойти в самый неподходящий момент, когда вам нужно отменить неудачное действие. По мне, лучше не забывать вручную сохранять документ, закончив некий этап работы.

    Импорт / Экспорт

    Рис. 40

    Разрешение указано в точках на дюйм (dpi) (а не от вышестоящей организации).

    Адрес Open Clip Library указан правильно. Если вы зарегистрированы на этом сервисе, то можете ввести свой логин и пароль.

    В этом разделе настраивается точность действия указателя мыши.

    Рис. 41

    Радиус захвата

    Мы можем перетаскивать объекты мышью еще до того, как выделили их. Подведя указатель мыши (при выбранном инструменте Выделитель ) на некоторое критическое расстояние к объекту, указатель меняет цвет на белый и около него появляется пиктограмма руки. Если при этом нажать левую кнопку мыши, то можно захватить объект («рука» сожмется) и перетаскивать его. Выделение же произойдет после отпускания левой кнопки.

    Настройка Радиус захвата определяет это критическое расстояние, причем единицами служат пиксели экрана (как величина абсолютная), а не пиксели документа (как зависящие от увеличения).

    Совершая щелчок кнопкой мыши на объекте, мы не можем удерживать мышь абсолютно неподвижной. Рука всегда немного подвинет мышь в ту или иную сторону.

    Данная настройка определяет «люфт» (или «зазор»), на который указатель мыши может быть сдвинут без того, чтобы объект начал перемещаться. Другими словами, в пределах люфта будет считаться, что произошел просто щелчок, а не перетаскивание мышью.

    Как и в предыдущей настройке, единицами служат пиксели экрана , а не документа.

    Использовать графический планшет

    Менять инструмент в зависимости от активного устройства графического планшета

    Эта настройка нужна только тем, кто работает с планшетом. У меня его никогда не было, так что ничего не могу сказать по этому поводу.

    Рис. 42

    Колесико мыши прокручивает на:

    Настройка позволяет регулировать точность прокрутки колесиком мыши.

    CTRL +стрелки

    Если удерживать клавишу CTRL и работать стрелками, то перемещаться будет не объект по документу, а документ в окне Inkscape. Это та же прокрутка. Данная настройка позволяет регулировать ее точность.

    Если при этом не отпускать клавиши несколько времени, то прокрутка будет ускоряться. Это и есть Ускорение .

    Автопрокрутка

    Регулируется скорость автопрокрутки и Порог - то расстояние (в пикселях экрана), на котором должен быть указатель мыши, чтобы включилась автопрокрутка. Отрицательные значения - внутри окна, положительные - вне окна.

    Перемещение по окну с нажатым пробелом и левой клавишей мыши

    По мысли разработчиков, если эта опция не подключена, то нажатие клавиши Пробел переключает текущий инструмент на Выделитель . Однако эта функция нормально не работала ни в 0.46, ни в 0.47, ни в 0.48, ни в Ubuntu, ни в Debian Lenny (c KDE3), ни в Fedora. Если же подключить эту опцию, то, по замыслу, можно передвигать холст перетаскиванием левой кнопкой мыши с нажатым Пробелом . Тоже не работает.

    Чаще всего вместо этого начинается , как показано на рисунке 43.

    Рис. 43

    По умолчанию колесо мыши масштабирует вид

    Это опция по умолчанию отключена, и колесо мыши просто прокручивает холст вниз-вверх, а с нажатой клавишей SHIFT - вправо-влево. Если подключить данную опцию, то колесо станет увеличивать/уменьшать.

    Рис. 44

    Включить индикатор прилипания

    Индикатор прилипания это небольшой крестик с пояснительной надписью, что к чему прилипает. Появляется в месте рисунка, где создались условия для прилипания. По умолчанию подключен. Регулируется задержка появления индикатора прилипания.

    Рис. 45

    На рисунке 45 мы взяли выделителем черный контур вблизи одного из узлов. Если опция Прилипает только ближайший к указателю узел включена, то мы можем видеть ближайший к указателю мыши узел. Только этот узел и будет прилипать (в данном случае к сетке).

    Коэффициент взвешивания определяет к чему прилипать, если найдено несколько вариантов прилипания. Если выставлена единица, то прилипает ближайший к указателю узел; если 0, то предпочтение отдается ближайшему объекту прилипания.

    Указатель мыши прилипает при перетаскивании узла с ограничением

    Понять, о чем идет речь, невозможно. Не помогает и всплывающее пояснение: «При перемещении узла вдоль ограничительной линии прилипает указатель мыши, а не проекция узла на ограничительную линию».

    Тут сошлись и неправильный перевод, и игра слов, и недостаточно точное определение в английском первоисточнике. Чтобы разобраться ушло два дня.

    На самом деле данная настройка должна выглядеть как:

    При перетаскивании кельтского узла с нажатой клавишей CTRL вдоль линии прилипания , кельтский узел не меняет своего положения относительно линии прилипания вне зависимости от перемещений указателя мыши (в определенных настройками прилипания пределах).

    Показан на рисунке 46:

    Рис. 46

    А получить его можно, выделив самопересекающийся контур, и проследовав: Контур? Редактор контурных эффектов? Применить новый эффект? Кельтский узел .

    Если рассматриваемая опция НЕ подключена, то, при перетаскивании контура вдоль напраляющей (включено прилипание к направляющим), прилипать будет то один, то другой край разрыва контура.

    Если подключить рассматриваемую опцию (не хочу приводить ее непонятного названия), то при перетаскивании вдоль направляющей с нажатой клавишей CTRL , контур будет перемещаться ровно, не меняя своего положения, и не реагируя на движения указателя мыши (в определенных пределах). Хотя зрительно никакакого прилипания указателя к направляющей не будет, перетаскивание происходит, как будто указатель мыши прилип к направляющей и едет по ней как по рельсе.

    По умолчанию опция отключена.

    Рис. 47

    Стрелки двигают на:

    Настраивается точность преремещения выделенного объекта стрелкам клавиатуры .

    Шаг масштабирования по > и

    Можно увеличивать или уменьшать масштаб выделенного объекта при помощи клавиш > и (при нажатом Shift . Эта настройка регулирует точность такого масштабирования.

    Втяжка или растяжка на:

    Втяжка и растяжка (а точнее, вытяжка) - это разновидности преобразования контура. Они находятся в меню Контур . Данная настройка регулирует их точность.

    Компасообразное отображение углов

    По умолчанию углы отсчитываются по математическому способу (рисунок 48, слева).

    Рис. 48

    Если же подключить данную опцию, то углы будут отсчитываться как на лимбе компаса (рисунок 48, справа).

    Ограничение вращения

    Если вращать объект при помощи стрелок инструмента Выделитель , то, при нажатой клавише CTRL , поворот будет осуществляться шагами по 15 градусов . При помощи данной настройки можно изменить величину шага вращения.

    Шаг масштаба

    Регулирует шаг масштабирования клавишами +/- и щелчками колесика мыши .

    Рис. 49

    Язык

    Настройка позволяет выбирать язык интерфейса программы.

    Значки

    Несколько настроек размеров значков на различных панелях.

    Попытаться исправить ползунок альфа-канала

    При использовании некоторых тем GTK+ некорректно работает ползунок настройки непрозрачности (альфа-канала), например в окне Заливка и Обводка . Ползунок может «застревать» на цифре 244. Подключение данной опции попытается исправить ошибку.

    Недавних документов в меню

    Настройка регулирует величину истории программы.

    Масштаб видимой страницы

    Рис. 50

    Запоминание геометрии окна (размера и положения)

    В этой секции вопросов не должно возникнуть.

    Поведение диалогов

    Имеются ввиду диалоговые окна, такие как Заливка и Обводка, Масштабирование и многие другие. Неудобно, когда они занимают площадь окна программы.

    Способ размещения диалогов поверх окна

    По-моему все ясно.

    Прозрачность диалога

    Похоже, не работает. Я, во всяком случае, не заметил никакой прозрачности диалоговых окон вне зависимости от того, в фокусе они или нет.

    Прочие параметры

    Понятны и без комментариев.

    Рис. 51

    Добавлять метки в виде комментариев при выводе на печать

    Если подключить эту опцию, то при выводе на печать к каждому объекту будут добавляться комментарии.

    Не разделять определения градиентов между объектами

    Если выключить эту опцию, то изменения градиентов одного объекта может сказаться на градиентах другого.

    Порог упрощения

    Имеется ввиду упрощение контуров путем удаления некоторых узлов (Контур? Упростить ). Порог упрощения можно регулировать.

    Отклонение задержки

    Имеется в виду отставание хронометража событий в некоторых системах от реального времени.

    Предварительно отрисовывать именованные значки

    Какие-то заморочки с GTK+. Что такое именованные значки? Кто знает? Внесите лепту в путеводитель.

    Информация о системе

    Небольшая шпаргалка по местоположению файлов Inkscape в системе Linux.

    На этом настройки Inkscape закончились.

    Я с детства неровно дышал к туши и перу. С момента появления планшета подыскивал графический редактор, который бы умел:

    • работать с планшетом, реагировать на силу нажатия пера;
    • работать с вектором, чтобы не приходилось думать о масштабировании;
    • быстро переключаться между чёрным и белым (или чёрным и ластиком);
    • удобно масштабировать изображение для проработки мелких деталей;
    • поддерживать работу со слоями и группами.
    Восторгу нет предела! Недавно я обнаружил, что всё вышеперечисленное можно найти в бесплатном лёгком редакторе Inkscape .

    Вкратце расскажу свой рецепт настройки редактора для рисования схем , эскизов , и другой чёрно-белой графики.

    Рассказ пойдёт о версии 0.48 под Windows, хотя и для других ОС не должна сильно отличаться.
    Если лень настраивать и нет каких-то особых настроек, которые жалко сбивать, можно использовать мой файл preferences.xml (надо скопировать в C:\Users\username\AppData\Roaming\inkscape)

    Настройка устройства ввода

    Чтобы перо реагировало на силу нажатия, и ластик работал, потребуется пара кликов. Возможно, придётся перезапустить Inkscape.

    Инструменты

    Каллиграфическое перо
    По умолчанию перо можно включить, нажав Ctrl+F6 или пиктограмму на панели инструментов.
    Нам подойдёт режим «Маркер»: он представляет собой круглую кисть без изысков.

    Единственное, что нам надо поменять - это включить на панели параметров инструментов (вверху) опцию «Нажим устройства ввода меняет ширину пера»

    Ширину можно оставить 15 - она будет такой при максимальной силе нажатия на перо. Мне нравиться в настройках драйвера планшета делать перо «жёстким», рисовать преимущественно тонкой линией, но в особо экспрессивные моменты делать её толстенной.

    Ластик
    Включается ластик нажатием Shift+E.

    Поставим режим «Вырезать из объектов» и увеличим толщину. Я поставил такую же, как у пера.

    Инструмент «Выделять и трансформировать объекты»
    Включается нажатием на F1. Для чего он нужен ясно из названия.

    Настройка Inkscape

    Ещё несколько моментов, упрощающих жизнь. Для вызова окна настройки можно нажать Shift+Ctrl+P или пункт в меню «Файл»:

    Ластик стирает всё, что попадает под его линию. Однако, если хотя бы один объект (штрих) выделен, он будет работать только для выделенных объектов. По умолчанию каждый новый штрих каллиграфического пера выделяется, и ластик перестаёт работать для всего остального. Нас это не устраивает, отключаем:

    Чтобы ластик и каллиграфическое перо переключались автоматически при рисовании разными концами стилуса, поставим ещё одну галочку. Можно заодно уменьшить минимальный радиус перетаскивания объектов, неприятно, когда они «прилипают».

    Чтобы настройки вступили в силу, перезапустим Inkscape. Теперь достаточно одним концом стилуса включить перо, перевернуть стилус и включить ластик и - voila! Inkscape всё запомнил.

    Настройка панелей

    Богатство - это пустота. Убираем ненужные панели.

    Теперь редактор выглядит так:

    Процесс рисования

    Теперь самое приятное. Рисуем!

    Переключаемся между инструментами переворотом стилуса или хоткеями, вот полный список горячих клавиш .

    Масштабируем Ctrl+колесо или "+"/"-" на Num-клавиатуре. Приятный сюрприз: при изменении масштаба размер пера визуально не меняется. Это позволяет прорабатывать детали или закрашивать обширные плоскости не меняя размера пера, просто масштабируя изображение. Такой удобной опции в графических редакторах Adobe я не нашёл.

    Сдвиг вверх-вниз - колесо, влево-вправо - Shift+колесо. Можно также использовать Ctrl+стрелки.

    Со слоями можно работать, нажав Shift+Ctrl+L.

    По умолчанию фон документа прозрачный, что заметно при экспорте в png. Можно поставить любой другой в «свойствах документа» (Shift+Ctrl+D).

    Очень удобно использовать репозиторий Git для управления версиями рисунка: изменения векторного файла очень компактны.

    То, что побороть не удалось

    • После перезагрузки слетают инструменты, назначенные на перо и ластик, приходится ставить их заново. Также иногда приходится повторять настройку устройств ввода.
    • Не смог поменять хоткеи для нужных инструментов на удобные, а ведь клавишами переключать инструменты быстрее, чем переворотом стилуса.

    Эпилог

    Все вышеописанные открытия помогли мне нарисовать подарочный постер-календарик с праздниками на 2013 год (фрагмент в начале статьи).

    При первом запуске программы перед пользователем появляется специальное окно с чистым холстом в центре. Холст - основное место работы пользователя на котором и размещаются различные фигуры, линии, готовые изображения для редактирования и т.д. Выше над холстом представлена горизонтальная панель со стандартными кнопками вроде «создать новый документ»,»сохранить», «открыть готовый документ» и так далее. Под ней расположена горизонтальная панель инструментов на которой имеются специальные кнопки и поля для работы с конкретными объектами или фигурами которые меняются в зависимости от выбранного объекта. Слева от холста можно увидеть вертикальную панель инструментов предназначенную для помещения определенных объектов на холст (прямоугольники, эллипсы, текст и т.д.). Выше вы можете увидеть скриншот программы чтобы наглядно представить себе рабочее окно программы. В целом интерфейс программы довольно прост для понимания обычного пользователя и при желании уже после нескольких уроков работы в Inkscape даже обычный пользователь сможет создавать если не произведения искусства то очень интересные проекты.

    Перемещение по холсту

    Есть множество способов перемещаться по холсту. Попробуйте Ctrl+стрелки для перемещения при помощи клавиатуры (Попробуйте прямо сейчас Ctrl+стрелка вниз для смещения документа вниз). Вы также можете передвигаться по холсту, зажав его поверхность средней клавишей мыши или при помощи ползунков (нажмите Ctrl+B (здесь и далее все буквы в клавиатурных комбинациях - латинские), для того, чтобы показать или спрятать их). Колесо прокрутки на мышке также работает для вертикального перемещения. Для горизонтального перемещения используйте Shift вместе с колесом. Выше вы можете увидеть скриншот программы чтобы наглядно представить себе как выглядит эта прекрасная программа.

    Изменение масштаба

    Простейший способ изменить масштаб - нажать - или + (для увеличения работает и =). Также работает вариант Ctrl+средняя клавиша мыши или Ctrl+правая кнопка мыши - для увеличения, Shift+средняя или Shift+правая - для уменьшения, или колесо мыши с нажатым Ctrl. Как вариант, вы можете выбрать масштаб увеличения в нижнем левом углу окна документа. Значение указано в процентах; набрав нужное, нажмите Enter. Кроме того, в программе инструмент масштабирования (среди инструментов слева), который позволяет увеличивать только необходимую выделенную область.

    Inkscape хранит историю масштабов, которые вы использовали при работе. Нажмите клавишу `, чтобы вернуться к предыдущему состоянию, или Shift+` для перехода к следующему.

    Инструменты Inkscape

    Панель со значками в левой части окна представляет инструменты Inkscape для рисования и редактирования. В верхней части окна, под меню, находится панель управления с основными командными кнопками, и чуть ниже - панель Параметры инструментов, содержащую параметры, специфичные для каждого инструмента. Строка состояния, что в самом низу окна, будет показывать полезные подсказки во время вашей работы.

    Многие действия доступны с клавиатуры. Полный справочник по клавишам можно вызвать через меню «Справка > Использование клавиатуры и мыши».

    Работа с документами

    Для создания нового чистого документа используйте «Файл > Создать» или нажмите Ctrl+N. Чтобы открыть существующий документ SVG, используйте «Файл > Открыть» (Ctrl+O). Для сохранения используйте «Файл > Сохранить» (Ctrl+S), либо «Сохранить как…» (Shift+Ctrl+S) для сохранения файла под другим именем. (Inkscape по-прежнему может быть нестабильным в работе, так что запомните важное правило - сохраняться почаще!)

    Inkscape использует формат SVG (Scalable Vector Graphics - Масштабируемая векторная графика) для своих файлов. SVG является открытым стандартом и широко используется в графических пакетах. Формат SVG использует язык разметки XML, поэтому файлы в этом формате могут редактироваться любым текстовым или XML-редактором (отдельно от Inkscape). Помимо SVG в Inkscape можно работать и с другими форматами (например, EPS и PNG).

    Для каждого документа Inkscape открывает новое окно. Вы можете переключаться между ними разными способами в зависимости от менеджера окон (например, Alt+Tab), либо используя собственное сочетание клавиш Inkscape - Ctrl+Tab, для переключения между документами по кругу. Попробуйте сейчас создать несколько новых документов и попереключаться между ними для практики. Примечание: Inkscape относится к этим окнам как к вкладкам в браузере, а это значит, что Ctrl+Tab работает только для документов, запущенных в одном процессе. Если вы откроете несколько документов через файловый менеджер или запустите несколько копий Inkscape, это не сработает.

    Создание фигур

    Настало время фигур! Выберите синий прямоугольник в полоске слева (или нажмите F4). Наведите курсор мыши на документ (тут же или в новом созданном окне), нажмите левую клавишу мыши и переместите ее курсор в сторону - вы получите прямоугольник:

    Как видите, по умолчанию прямоугольник залит синим цветом, имеет черную обводку и частично прозрачен. Ниже вы увидите, как изменить эти параметры. Другими инструментами вы также можете создавать овалы, звезды и спирали:

    Рассмотренные инструменты называются инструментами фигур. Каждая созданная фигура имеет один или несколько белых прямоугольников управления (ручек); попробуйте потаскать их туда-сюда и обратите внимание на изменение фигуры (белые точки видны только когда выбран один из четырех инструментов: синий квадрат, коричневый круг, желтая звездочка или спираль). У панели параметров инструментов свой способ изменения фигуры. Управляющие элементы в ней влияют на выбранные в настоящий момент объекты (т.е. те, ручки которых видны), а также определяют параметры новых фигур.

    Для отмены последнего действия действует комбинация Ctrl+Z. (Если вы изменили решение, можно вернуть отменённое действие, используя Shift+Ctrl+Z.)

    Перемещение, изменение размера и вращение

    Наиболее популярный инструмент в Inkscape - Селектор. Выбрать его можно щелчком по черной стрелке (либо нажатием F1 или пробела. Этим инструментом вы можете выбрать любой объект на холсте. Щелкните квадрат, изображенный на иллюстрации ниже:

    Вокруг объекта вы увидите восемь стрелок. Теперь вы можете:

      Передвигать объект (с нажатым Ctrl перемещения ограничиваются двумя осями: горизонтальной и вертикальной).

      Менять размер объекта, потянув за любую из стрелок (меняя размер с нажатым Ctrl, вы сохраните пропорции оригинала).

    Щелкните по прямоугольнику еще раз - направление стрелок изменится. Теперь вы можете:

      Поворачивать объект, потянув за угловые стрелки (с нажатым Ctrl объект будет поворачиваться шагами по 15 градусов. Сместив крестик, вы сместите центр вращения.)

      Перекашивать (наклонять) объект, двигая неугловые стрелки. (с нажатым Ctrl перекашивание будет производиться с шагом в 15 градусов.)

    В этом режиме (режиме выделения объектов) вы так же можете менять размеры и расположение выделения на холсте, используя поля вверху.

    Изменение формы при помощи клавиш

    Одна из особенностей Inkscape, отличающая его от большинства других редакторов векторной графики - удобное управление с клавиатуры. Трудно найти команду или действие, которое нельзя было бы выполнить с клавиатуры, и изменение формы объектов - не исключение.

    Вы можете использовать клавиатуру для перемещения объектов (клавиши-стрелки), изменения размера (клавиши < и >), и вращения (клавиши [ и ]). По умолчанию шаг перемещения и смены размера равен двум пикселам. С нажатой клавишей Shift это значение увеличивается в 10 раз (и становится равным 20 пикселам). Клавиши Ctrl+> и Ctrl+< увеличивают или уменьшают объект на 200% или 50% от оригинала соответственно. С нажатой клавишей Ctrl вращение будет выполняться с шагом в 90 градусов вместо 15.

    Кстати говоря, наиболее удобны пиксельные изменения формы, производимые с нажатой клавишей Alt и клавишами изменения форм. Например, Alt+стрелки будут двигать выбранное на 1 пиксел данного масштаба (т.е. на 1 пиксел экрана, не путайте с пикселом, который является SVG единицей длины и отличается от пиксела масштаба). Это значит, что если вы увеличили масштаб, то Alt+стрелка даст меньшее смещение от абсолютного измерения, что по-прежнему будет выглядит как смещение на пиксел на экране. Это даёт возможность точно разместить объект, меняя масштаб.

    Схожим образом Alt+> и Alt+< меняют размер на один пиксел, а Alt+> и Alt+< вращают объект на один пиксел.

    Alt+стрелка и некоторые другие комбинации клавиш могут не работать, если используемый в Linux оконный менеджер перехватывает эти клавишные события прежде, чем они достигнут Inkscape. Обычно этот вопрос решается настройкой оконного менеджера.

    Выделение нескольких объектов

    Вы можете выбрать любое количество объектов одновременно, нажав Shift+щелчок на желаемых объектах. Еще можно выбрать объекты рамкой выделения - так называемым резиновым выделением. (Рамка выделения появляется, когда выделение начинается с пустого места, а с нажатой клавишей Shift рамка выделения появится и над объектом.) Попрактикуйтесь в выделении на этих трех фигурах:

    Теперь, используя «резиновое» выделение (без или с клавишей Shift), выделите эллипсы, но не прямоугольник, что под ними:

    Каждый выделенный объект отображается с пунктирной рамкой вокруг него. Благодаря этой рамке просто определить, какой объект выделен, а какой - нет. Например, если выбрать оба эллипса и прямоугольник под ними, без пунктирной рамки будет сложно понять, выделены эллипсы или нет.

    Shift+щелчокна выделенном исключает его из общего выделения. Попробуйте для практики выбрать три объекта сверху, а после этого, используя Shift+щелчок, исключите эллипсы, оставив выделенным только прямоугольник.

    Нажатие Esc сбросит все выделения. Ctrl+A выделяет все объекты в пределах активного слоя (если вы не создавали слоёв, это равносильно выделению всех объектов документа).

    Группировка

    Несколько объектов могут быть объединены в группу. При перемещении и трансформации группа ведет себя как обычный объект. Как следует из иллюстрации ниже, три объекта слева независимы, в то время как правые объекты сгруппированы. Попробуйте перетащить сгруппированные объекты.

    Для создания группы нужно выбрать один или более объектов и нажать Ctrl+G. Разгруппировать их можно, нажав Ctrl+U и предварительно выбрав группу. Сами по себе группы могут быть сгруппированы и как одиночные объекты. Подобная поэтапная группировка может быть сколь угодно сложной. При этом следует помнить, что Ctrl+U разгруппирует только последнюю группировку. Нужно нажать Ctrl+U несколько раз, если вы хотите полностью разгруппировать сложносгруппированные группы в группе.

    Очень удобно, что вам не нужно разбивать группу для редактирования отдельных объектов. Выполнив Ctrl+щелчок по объекту, вы его выберете и сможете его редактировать. Таким же образом работает комбинация Shift+Ctrl+щелчок, позволяющая редактировать несколько объектов независимо от группы. Попробуйте трансформировать или переместить отдельные объекты из предыдущего примера (правая верхняя картинка) без разгруппировки, затем выберите всю группу обычным образом и убедитесь, что объекты остались сгруппированными.

    Заливка и обводка

    Множество функций Inkscape доступны через диалоги (субменю). Вероятно, самый простой способ заполнить объект каким-либо цветом - это выбрать «Образцы цветов…» из меню «Вид», выбрать объект и его цвет в палитре образцов цвета (изменение цвета заливки или обводки объекта).

    Но более мощным способом будет выбрать диалог «Заливка и обводка…» через меню «Объект» (Shift+Ctrl+F). Выберите ту фигуру, что ниже, и откройте диалог «Заливка и обводка…».

    Вы увидите, что диалог содержит три вкладки: «Заливка», «Цвет обводки», и «Стиль обводки». Вкладка «Заливка» позволит вам изменить заполнение выбранного объекта (или объектов). Используя кнопки под вкладкой, вы можете выбрать тип заливки, включая режим «Нет заливки» (кнопка со знаком X), режим «Плоский цвет», режимы «Линейный градиент» или «Радиальный градиент». Для приведенной выше фигуры будет нажата кнопка «Плоский цвет».

    Чуть ниже расположены кнопки-варианты выбора цвета. Каждый вариант имеет свою вкладку: RGB, CMYK, HSL, и «Круг». Вероятно, самым удобным вариантом является «Круг», где можно выбрать тон цвета, вращая треугольник, а затем подобрать насыщенность и яркость в самом треугольнике. Все варианты выбора цвета имеют возможность менять альфа-канал (прозрачность) выбранного объекта (или объектов).

    Каждый раз при выборе объекта вкладка «Заливка и обводка…» показывает текущее значение для данного объекта (для нескольких, одновременно выбранных объектов, вкладка цвета показывает их усредненный цвет). Поэкспериментируйте на этих примерах:

    Используя вкладку «Цвет обводки», вы можете убрать обводку объекта, установить его цвет или прозрачность:

    Последняя вкладка «Стиль обводки» позволит вам изменить толщину и другие параметры обводки:

    И, наконец, вместо сплошной окраски можно использовать градиенты для заливки и/или обводки:

    При переключении с режима «Плоский цвет» на режим градиента, создаваемый градиент использует предыдущий цвет и направлен от насыщенности к прозрачности. Переключитесь на инструмент для градиентов (выбрав инструмент в левой панели или нажав Ctrl+F1). При перемещении рычаги градиента - видно, что рычаги связаны линиями, которые определяют направление и длину градиента. Когда какой-нибудь из вычагов градиента выбран (подсвечен синим), диалог «Заливка и обводка…» устанавливает цвет рычага (цвета части градиента), а не выбранного объекта.

    Ещё один способ изменить цвет объекта - использовать инструмент Пипетка («Брать усредненные цвета от изображения (F7)»). Просто щелкните этим инструментом в любой части рисунка, и полученный цвет будет присвоен выбранному до этого объекту (Shift+щелчок присвоит цвет обводке).

    Рисование произвольных линий и кривых Безье

    Простейший путь создать произвольную фигуру - нарисовать ее при помощи Карандаша («Рисовать произвольные контуры» в меню слева (F6)):

    Если хотите получить более правильные фигуры, используйте Перо (инструмент «Рисовать кривые Безье и прямые линии» в меню слева (Shift+F6)):

    При использовании Пера каждый щелчок (короткое нажатие левой кнопки мыши) создает острый узел без возможности управлять изгибом (без узлов управления). Таким образом, серия щелчков создает последовательность из прямых отрезков линии. Щелчок и смещение создаёт гладкий узел Безье с двумя узлами управления, лежащими на одной линии, но направленными в разные стороны. Нажмите Shift при перемещении узла управления, чтобы крутить только один рычаг и зафиксировать другой. Кроме того, Ctrl ограничивает поворот рычагов шагами по 15 градусов. Нажатие Enter заканчивает линию, Esc отменяет ее. Для отмены только последнего сегмента незаконченной линии нажмите Backspace.

    В обоих рассмотренных инструментах выбранный контур содержит маленькие квадратики, якоря, на обоих концах контура. Они позволяют продолжить этот контур (рисуя от одного из якорей) или закрыть контур (рисуя от якоря до якоря).

    Редактирование контуров

    В отличие от фигур, созданных инструментами фигур, Перо и Карандаш создают так называемые контуры. Контур - это последовательность отрезков прямых линий, и/или кривых Безье, которая как и любой другой объект в Inkscape может иметь собственные параметры заливик и обводки. В отличие от фигур контур может свободно редактироваться смещением любого из его узлов (а не только предустановленных рычагов) или перетаскиванием его сегмента. Выберите этот контур и включите инструмент редактирования узлов (F2):

    Вы увидите несколько серых квадратов на контуре - узлов. Эти узлы могут быть выбраны разными способами: щелчком мыши, Shift+щелчок или тянущимся выделением - точно так же, как объекты выделяются обычным инструментом выделения. Вы также можете щелкнуть сегмент контура для автоматического выбора соседних узлов. Выбранные узлы становятся выделенными и показывают свои рычаги - один или два кружка, соединенных с выбранным узлом отрезком прямой линии. Клавиша! обращает выделение узлов в текущем субконтуре (или субконтурах) (т.е. субконтурах с как минимум одним выбранным узлом); Alt+! обращает весь контур.

    Контуры редактируются перетаскиванием своих узлов и рычагов управления. (Попробуйте подвигать узлы и рычаги узлов у пути что выше.) Ctrl работает обычно ограничителем в движении и повороте. Кнопки стрелок, Tab, [, ], <, > и их модификаторы, все работают так же как и с инструментом выделения, но вместо объектов применяются к узлам. Вы можете вставлять узлы в любую часть контура двойным щелчком мышью или комбинацией клавиш Ctrl+Alt+щелчок в нужной точке контура.

    Вы можете стирать узлы нажатием Del или Ctrl+Alt+Click. При удалении узлов программа попытается сохранить фигуру контура. Если вы этого не хотите, используйте комбинацию Ctrl+Del. Кроме того, вы можете продублировать выбранные узлы (Shift+D). Контур можно разорвать на месте выбранного узла (Shift+B), а разбив, соединить обратно, выбрав концы контура и нажав Shift+J.

    Каждый узел может быть острым (Shift+C) - это значит, что оба рычага узла могут двигаться под любым углом независимо друг от друга; сглаженным (Shift+S) - это значит, что рычаги узла всегда находятся на прямой линии и взаимно зависимы при повороте; симметричным (Shift+Y) - почти то же самое, что и сглаженные рычаги, но эти рычаги еще и одинаковой длины. При смене типа узла вы можете сохранить позицию одного из двух рычагов, держа над ним курсор мыши, так что только один рычаг поворачивается/масштабируется до совпадения.

    Вы также можете втягивать рычаги в узел при помощи комбинации Ctrl+щелчокна рычаге. Если рычаги у двух соседних узлов втянуты, этот сегмент пути будет отрезком прямой линии. Чтобы вытащить рычаги наружу, нужно нажать Shift и потянуть рычаг в сторону от узла.

    Субконтуры и их объединение

    Объект контура может состоять из более чем одного субконтура (subpath). Субконтур - это последовательность соединенных друг с другом узлов. (Поэтому если у контура больше одного субконтура, то не все узлы контура соединены друг с другом.) Внизу слева контур состоит из трех субконтуров, такие же три субконтура справа являются независимыми объектами - контурами:

    Но контур, состоящий из субконтуров, не является группой объектов. Это один объект, выделяемый как целое. Если выбрать верхний правый объект и включить инструмент правки узлов (F2), узлы отобразятся на всех трех субконтурах. Справа же можно редактировать только один из контуров.

    Inkscape может объединять контуры в составной контур (Ctrl+K) и разбить составной контур на отдельные контуры (Shift+Ctrl+K). Опробуйте эти команды на приведенных выше примерах. Поскольку параметры заливки и обводки у объекта индивидуальны, новообъединенный контур берет параметры первого объекта из объединения (нижнего по оси Z).

    Когда объединяются перекрывающие друг друга контуры с заливкой, в местах перекрытия заливка исчезает:

    Это простейший способ создавать объекты с дырками внутри. Более мощные команды по работе с контурами описаны чуть ниже в разделе «Логические операции».

    Редактировать, копировать и сохранять.

    Учебник охватывает приёмы ориентирования на холсте и работе с документами. Он даёт начальное представление об инструментах рисующих формы, о выделении, о изменении форм , группировке, установке параметров заливки и обводки, выравнивании и распределении объектов. Если ищете более глубокие знания, смотрите другие учебники из меню «Справка».


    Перемещение по холсту


    Есть множество способов перемещаться по холсту. Попробуйте Ctrl+стрелки для перемещения при помощи клавиатуры (Попробуйте прямо сейчас Ctrl+стрелка вниз для смещения документа вниз). Вы также можете передвигаться по холсту , зажав его поверхность средней кнопкой мыши или при помощи ползунков (нажмите Ctrl+B (тут и далее все буквы в клавиатурных комбинациях - латинские), для того что бы показать или спрятать их). Колёсико прокрутки на мышке также работает для вертикального перемещения. Для горизонтального перемещения используйте Shift вместе с колёсиком.

    Изменение масштаба


    Простейший способ изменить масштаб - это нажать - или + (для увеличения работает и =). Также работает вариант Ctrl+средняя кнопка мыши или Ctrl+правая кнопка мыши - для увеличения, Shift+средняя или Shift+правая - для уменьшения, или колёсико мыши с нажатым Ctrl. Как вариант , вы можете выбрать масштаб увеличения в нижнем левом углу окна документа. Значение указанно в процентах, набрав нужное нажмите Enter. Ко всему прочему есть инструмент масштабирования (среди инструментов слева), который позволяет увеличивать только необходимую выделенную область.

    Inkscape хранит историю масштабов, которые вы использовали при работе. Нажмите клавишу `, чтобы вернуться к предыдущему состоянию, или Shift+` для перехода к следующему.


    Инструменты Inkscape


    Панель с пиктограммами в левой части окна представляет инструменты Inkscape для рисования и редактирования. В верхней части окна, под меню, находится панель управления с основными командными кнопками, и чуть ниже - панель Настройки инструментов , содержащую параметры, специфичные для каждого инструмента. Строка состояния, что в самом низу окна, будет показывать полезные подсказки во время вашей работы.

    Многие действия доступны с клавиатуры. Полный справочник по клавишам можно вызвать через «Справка > Клавиатура и Мышь».



    Для создания нового пустого документа используйте «Файл > Создать» или нажмите Ctrl+N. Чтобы открыть существующий SVG документ, используйте «Файл > Открыть» (Ctrl+O). Для сохранения используйте «Файл > Сохранить» (Ctrl+S) или «Сохранить как...» (Shift+Ctrl+S) для сохранения файла под другим именем. (Inkscape по прежнему может быть нестабильным в работе, так что запомните важное правило - СОХРАНЯТЬСЯ ПОЧАЩЕ!!!)

    Inkscape использует SVG (Scalable Vector Graphics - Масштабируемая Векторная Графика) формат для своих файлов. SVG является открытым стандартом и широко используется в графических пакетах. SVG файлы базируются на XML и могут редактироваться любым текстовым или XML-редактором (отдельно от Inkscape). Помимо SVG Inkscape может работать и с другими форматами (EPS, PNG).

    Для каждого документа Inkscape открывает новое окно. Вы можете переключаться между ними разными способами в зависимости от менеджера окон (например, нажав Alt+Tab для переключения между документами по кругу). Попробуйте сейчас создать несколько новых документов и попереключаться между ними для практики.

    Создание фигур


    Настало время фигур! Выберите синий прямоугольник в полоске слева (или нажмите F4). Наведите курсор мыши на документ (тут же или в новом созданном окне), нажмите клавишу мыши и переместите её курсор в сторонуs - вы получите прямоугольник:

    Как видите, по умолчанию прямоугольник залит синим цветом, имеет чёрную обводку и частично прозрачен. Ниже вы увидите , как изменить эти параметры. Другими инструментами вы также можете создавать овалы, звёзды и спирали:

    Рассмотренные инструменты называются инструментами фигур. Каждая созданная фигура имеет один и более белых прямоугольников управления (ручек); попробуйте потаскать их туда-сюда и обратите внимание на изменение фигуры (белые точки видны только когда выбран один из четырёх инструментов: синий квадрат, коричневый круг, жёлтая звёздочка или спираль). У панели настроек инструментов свой способ настройки фигуры. Управляющие элементы в ней влияют на выбранные в настоящий момент объекты (т.е. те, ручки которых видны), а также определяют параметры новых фигур.

    Для отмены последнего действия действует комбинация Ctrl+Z. (Если вы изменили решение , можно вернуть отменённое действие, используя Shift+Ctrl+Z.)

    Перемещение, изменение размера и вращение


    Наиболее популярный инструмент в Inkscape - это Селектор. Выбрать его можно щёлчком по чёрной стрелке (либо нажатием F1 или пробела. Этим инструментом вы можете выбрать любой объект на холсте. Щёлкните квадрат, изображённый на иллюстрации ниже:

    Вокруг объекта вы увидите восемь стрелок. Теперь вы можете:


    • Передвигать объект (с нажатым Ctrl перемещения ограничеваются двумя осями: горизонтальной и вертикальной).

    • Менять размер объекта, потянув за любую из стрелок (меняя размер с нажатым Ctrl , вы сохраните пропорции ориганала).
    Щёлкните по прямоугольнику ещё раз. Направление стрелок изменится. Теперь вы можете:

    • Поворачивать объект, потянув за угловые стрелки. (с нажатым Ctrl объект будет поворачиваться шагами по 15 градусов. Сместив крестик, вы сместите центр вращения.)

    • Перекашивать (наклонять) объект, двигая неугловые стрелки. (с нажатым Ctrl перекашивание будет производиться с шагом в 15 градусов.)
    В этом режиме (режиме выделения объектов) вы так же можете менять размеры и расположение выделения на холсте, используя поля вверху.
    Похожие статьи